Поиск общего языка
Ягудина Роза
Исмаиловна
Заведующая кафедрой организации лекарственного обеспечения и
фармакоэкономики Первого МГМУ им. И.М. Сеченова, д.ф.н.
Представители практического здравоохранения и
фармацевтического бизнеса говорят на разных языках, потому что у них разные
задачи. У бизнеса основная задача – получение прибыли (сделать хорошее дело,
которое приносит хорошие деньги), задача системы здравоохранения – потратить
как можно меньше денег и сделать это в рамках действующего законодательства.
Много общаясь и с представителями бизнеса, и с организаторами здравоохранения
мы столкнулись с тем, что бизнес и здравоохранение не всегда друг друга
понимают. Попробуйте, например, попросить сотрудника фармкомпании написать
статью, которую можно было разместить в научно-практическом журнале. Он этого
сделать не сможет. Не потому, что он чего-то не знает, а потому, что понимает
тему по-другому, использует другие слова.
Представители фармбизнеса и сотрудники системы
здравоохранения находятся по разные стороны одного зеркала, а в центре
находятся лекарственные средства, отсюда целый ряд проблем. В лекарстве
фармбизнес видит продукт, который можно продать, врач – медицинскую технологию,
спасающую жизни людей. А организатор здравоохранения видит в лекарстве объект
закупки, которую ему надо правильно провести в рамках ФЗ №94, при этом сформировать лот таким образом,
чтобы закупить нужный препарат.
Лекарства бывают очень разными. Если бы вы знали, какими
могут быть лекарства не с точки зрения их действия, а с точки зрения
регулирования, и какой комплекс вопросов при этом возникает.
Мы разработали анкету без применения каких-либо социотехник.
Нам не нужны были особо сложные расчеты, нам надо было посмотреть, как врачи,
организаторы здравоохранения и фармбизнес смотрят на одни и те же вопросы.
Оказалось, что и для организаторов здравоохранения, и для
фармбизнеса очень интересны вопросы нормативно-правового регулирования. Как
только меняется законодательная сфера, мы сразу сталкиваемся с массой проблем.
Очень важен вопрос ценообразования, а также проблема оригинальных и
дженериковых лекарств (из-за медпредставителей), что для нас стало сюрпризом.
Для врачей важна фармакоэкономика распространенных
заболеваний и стоимость болезней.
Мы проводили опрос московских врачей с целью узнать, как они
относятся к системе регулирования ЛС. Результаты опроса – это зеркало работы
фармкомпаний. 70% московских врачей предпочитают импортные лекарства, потому
что они знают действенность этих препаратов, а с другой стороны, технология продвижения
препаратов западными компаниями отличается от российской. Почти все они знают,
что такое оригинальные и дженериковые препараты, в 2000 г. 80% московских
врачей не знали, что такое МНН, они могли выписать в одном рецепте одно и то же
средство под разными наименованиями. 4% врачей считают, что дженериковые и
оригинальные препараты одинаковы по своей эффективности, а 7% думают, что по
безопасности.
Для топ-менеджеров и менеджеров фармкомпаний главным
остается нормативно-правовое регулирование и ценовая политика, а медицинскому
представителю самое главное – ориентирование в ценовой политике и проблеме
оригинальных и дженериковых препаратов. Они работают с врачами, а тех
спрашивает население, желающее лечиться самыми современными препаратами.
Для руководителя регионального здравоохранения главное – нормативно-правовое
регулирование. Ни один вуз ни на одном этапе не обучает представителя бизнеса
ориентации в нормативно-правовом регулировании. Это делается только в МГМУ им.
И.М. Сеченова.
Причины, почему хотят повышать свою квалификацию менеджеры и
специалисты системы здравоохранения, стали для нас откровением. Для всех
менеджеров важно получение знаний и возможность общения. А вот для специалистов
здравоохранения важно получить новые знания, ведь очень активно меняется
правовая база.
В Москве 50% врачей используют максимум 60 торговых
наименований ЛС. Это нормально, а вот 30% используют только 30–40 наименований.
Сегодня существует примерно 20 тыс. позиций препаратов, основанных на 3,5 тыс.
активных субстанций. А тут еще помимо эффективности и безопасности добавляется
новая опция: стоимость лекарства, влияние на бюджет.
Чем выше позиция менеджера в бизнесе, тем меньше
удовлетворенность обучением, которое предлагается. В системе здравоохранения
наоборот. Это объясняется тем, что главврачи могут свободно приехать на
конференцию, а вот рядовому врачу тяжелее приобрести знания.
У нас в вузе организована специальная кафедра, где реализуются
самые современные программы обучения с учетом интересов бизнеса и специалистов
системы здравоохранения по вопросам применения ЛС. «Современная организация
обеспечения населения ЛС» – это наша новая программа, где рассматривается
нормативно-правовая база. Для бизнеса разработана программа «Использование
результатов фармакоэкономических исследований в фарммаркетинге» (первый набор –
45 человек). Для главврачей мы разработали программу «Современные требования к
проведению фармакоэкономических исследований», где учим не проводить, а
правильно читать результаты этих исследований, чтобы запрашивать те или иные
препараты у компаний. Запускаем программу обучения и для региональных
чиновников.