24.11.2024 Издается с 1995 года №10 (367) окт 2024 18+
24.11.2024 Издается с 1995 года №10 (367) окт 2024
// Тема номера

Поиск общего языка

Поиск общего языка

Поиск общего языка

Ягудина Роза Исмаиловна

Заведующая кафедрой организации лекарственного обеспечения и фармакоэкономики Первого МГМУ им. И.М. Сеченова, д.ф.н.

Представители практического здравоохранения и фармацевтического бизнеса говорят на разных языках, потому что у них разные задачи. У бизнеса основная задача – получение прибыли (сделать хорошее дело, которое приносит хорошие деньги), задача системы здравоохранения – потратить как можно меньше денег и сделать это в рамках действующего законодательства. Много общаясь и с представителями бизнеса, и с организаторами здравоохранения мы столкнулись с тем, что бизнес и здравоохранение не всегда друг друга понимают. Попробуйте, например, попросить сотрудника фармкомпании написать статью, которую можно было разместить в научно-практическом журнале. Он этого сделать не сможет. Не потому, что он чего-то не знает, а потому, что понимает тему по-другому, использует другие слова.

Представители фармбизнеса и сотрудники системы здравоохранения находятся по разные стороны одного зеркала, а в центре находятся лекарственные средства, отсюда целый ряд проблем. В лекарстве фармбизнес видит продукт, который можно продать, врач – медицинскую технологию, спасающую жизни людей. А организатор здравоохранения видит в лекарстве объект закупки, которую ему надо правильно провести в рамках ФЗ №94,  при этом сформировать лот таким образом, чтобы закупить нужный препарат.

Лекарства бывают очень разными. Если бы вы знали, какими могут быть лекарства не с точки зрения их действия, а с точки зрения регулирования, и какой комплекс вопросов при этом возникает.

Мы разработали анкету без применения каких-либо социотехник. Нам не нужны были особо сложные расчеты, нам надо было посмотреть, как врачи, организаторы здравоохранения и фармбизнес смотрят на одни и те же вопросы.

Оказалось, что и для организаторов здравоохранения, и для фармбизнеса очень интересны вопросы нормативно-правового регулирования. Как только меняется законодательная сфера, мы сразу сталкиваемся с массой проблем. Очень важен вопрос ценообразования, а также проблема оригинальных и дженериковых лекарств (из-за медпредставителей), что для нас стало сюрпризом.

Для врачей важна фармакоэкономика распространенных заболеваний и стоимость болезней.

Мы проводили опрос московских врачей с целью узнать, как они относятся к системе регулирования ЛС. Результаты опроса – это зеркало работы фармкомпаний. 70% московских врачей предпочитают импортные лекарства, потому что они знают действенность этих препаратов, а с другой стороны, технология продвижения препаратов западными компаниями отличается от российской. Почти все они знают, что такое оригинальные и дженериковые препараты, в 2000 г. 80% московских врачей не знали, что такое МНН, они могли выписать в одном рецепте одно и то же средство под разными наименованиями. 4% врачей считают, что дженериковые и оригинальные препараты одинаковы по своей эффективности, а 7% думают, что по безопасности.

Для топ-менеджеров и менеджеров фармкомпаний главным остается нормативно-правовое регулирование и ценовая политика, а медицинскому представителю самое главное – ориентирование в ценовой политике и проблеме оригинальных и дженериковых препаратов. Они работают с врачами, а тех спрашивает население, желающее лечиться самыми современными препаратами.

Для руководителя регионального здравоохранения главное – нормативно-правовое регулирование. Ни один вуз ни на одном этапе не обучает представителя бизнеса ориентации в нормативно-правовом регулировании. Это делается только в МГМУ им. И.М. Сеченова.

Причины, почему хотят повышать свою квалификацию менеджеры и специалисты системы здравоохранения, стали для нас откровением. Для всех менеджеров важно получение знаний и возможность общения. А вот для специалистов здравоохранения важно получить новые знания, ведь очень активно меняется правовая база.

В Москве 50% врачей используют максимум 60 торговых наименований ЛС. Это нормально, а вот 30% используют только 30–40 наименований. Сегодня существует примерно 20 тыс. позиций препаратов, основанных на 3,5 тыс. активных субстанций. А тут еще помимо эффективности и безопасности добавляется новая опция: стоимость лекарства, влияние на бюджет.

Чем выше позиция менеджера в бизнесе, тем меньше удовлетворенность обучением, которое предлагается. В системе здравоохранения наоборот. Это объясняется тем, что главврачи могут свободно приехать на конференцию, а вот рядовому врачу тяжелее приобрести знания.

У нас в вузе организована специальная кафедра, где реализуются самые современные программы обучения с учетом интересов бизнеса и специалистов системы здравоохранения по вопросам применения ЛС. «Современная организация обеспечения населения ЛС» – это наша новая программа, где рассматривается нормативно-правовая база. Для бизнеса разработана программа «Использование результатов фармакоэкономических исследований в фарммаркетинге» (первый набор – 45 человек). Для главврачей мы разработали программу «Современные требования к проведению фармакоэкономических исследований», где учим не проводить, а правильно читать результаты этих исследований, чтобы запрашивать те или иные препараты у компаний. Запускаем программу обучения и для региональных чиновников.

Специализированные
мероприятия