22.09.2024 Издается с 1995 года №8 (365) авг 2024 18+
22.09.2024 Издается с 1995 года №8 (365) авг 2024
// Тема номера

Половинчатость закона — серьезный минус для фармотрасли

Основной минус законопроекта в том, что документ запрещает дистанционную торговлю рецептурными препаратами.

Беспалов Николай
Директор по развитию аналитической компании RNC Pharma

Во-первых, попросту не выполняется один из постулатов, который лежал в основе разработки закона, — повышение физической доступности препаратов для маломобильных категорий граждан.

Во-вторых, потребитель (в большинстве своем) понятия не имеет — рецептурный ему необходим препарат или нет. В этом разбираются специалисты — работники аптек, а пациент просит то, что ему порекомендовал другой специалист — врач (иногда, к сожалению, и кто-то иной). Человек, который болеет и нуждается в помощи, не обязан ориентироваться в тонкостях обращения лекарств.

На практике потребители столкнутся с невозможностью заказать то, что необходимо, а значит будут искать сайты, которые им "помогут". И такие, естественно, найдутся...

Особых надежд, что будут работать меры по досудебной блокировке доменов, которые распространяют рецептурные препараты, наверное, питать не стоит. Запреты успешно обходятся, и юридически у подобных компаний все, в общем–то, чисто.

Вообще не понятно, почему было принято решение провести грань именно в отношении рецептурных лекарств. В обычных аптеках они спокойно отпускаются без рецепта. Это данность нашей системы здравоохранения, которая не изменится, пока не будут сформированы условия доступности врачебной помощи.

Надо понимать, что сейчас де–юре запрещена дистанционная продажа всех лекарств. Де–факто этот вид торговли осуществляется, в т.ч. довольно крупными организациями.

То, что постановление получилось половинчатым, — для отрасли, скорее, минус. Значит, часть рынка по–прежнему будет находиться в "серой зоне". Соответственно, государство рискует недополучить налоговые платежи, а потребитель — приобретать продукцию без каких бы то ни было гарантий качества.

Опять–таки, пациент не понимает, запрещено продавать эти препараты или нет. А значит понять, легально ли торгует данной продукцией сайт, он не сможет тоже.

С точки зрения цены, для потребителя дистанционный отпуск практически ничего не изменит. Ценообразованием на рынке занимается производитель. Большинство крупных компаний пристально следят за тем, чтобы их продукция продавалась по рекомендованной цене и за эти рамки не выходила. Естественно, интернет–компании будут выставлять наценку в пределах средних отраслевых показателей. Среди офлайн–аптек также есть разные форматы, скажем, дискаунтеры продают препараты с минимальной наценкой, и они в целом существуют параллельно с обычными аптеками.

Думаю, крупные интернет-магазины и стали основными лоббистами данного предложения. Такие компании заинтересованы в расширении спектра реализуемой продукции, плюс фармацевтическая розница сейчас получает весьма существенные бонусы от производителей — интернет–сайты были бы очень не прочь получить к ним доступ.

Правила допуска к продажам предполагают необходимость наличия лицензии, т.е. соблюдения всех лицензионных требований к условиям хранения препаратов. Все технологии дистанционной торговли давным–давно отработаны на других потребительских рынках. Они работают, что называется, "как часы". Последовательность действий для лекарства должна быть такая же:

  • заказ на сайте или через колл–центр (для рецептурных препаратов можно было бы ввести систему регистрации номеров рецептов, но для этого нужна полноценно работающая база данных);
  • подтверждение наличия препарата и вопросов доставки либо самовывоза (звонок менеджера компании);
  • собственно доставка или самовывоз.

Конечно, к лекарствам предъявляются более жесткие требования в отношении температурных режимов и соблюдения условий влажности, но при должной организации процесса и контроле со стороны уполномоченных органов с этим не будет никаких проблем. Если посмотреть на продукты питания, то они успешно доставляются (и замороженные, и охлажденные), т.е. как минимум в двух температурных режимах.

Собственно, сам этап доставки может выполняться человеком без специального фармацевтического образования. Пациент, приобретая товар в аптеке, тоже не обладает специальными знаниями, он выполняет предписания по условиям, которые указаны на каждой конкретной упаковке лекарства. Любой курьер в состоянии их соблюдать точно так же — после небольшого инструктажа. А вопросы консультации должны осуществляться на этапе работы менеджера, именно наличие менеджера с фармацевтическим образованием необходимо обсуждать. Кстати, в отношении поставок оптовых партий фармацевтическое образование специалисту не обязательно.

Технически нет никаких сложностей для того, чтобы соблюдать температурный режим и уровень влажности. На рынке представлена масса специальных термоконтейнеров, в т.ч. технически весьма совершенных.

Если все–таки доставкой товара будут заниматься люди без специального образования, серьезных кадровых последствий для отрасли это иметь не должно. Но аптеки могут столкнуться с определенным оттоком посетителей в Интернет. Долю очень сложно оценить без специального исследования. Но, думаю, из числа активных интернет-пользователей это вполне может быть 20–30% аудитории. В этом есть некоторая проблема.

Но единственный выход здесь — самостоятельно попытаться встроиться в систему. Крупные сети уже либо сотрудничают с интернет–ритейлерами и аптечными агрегаторами, либо стараются развивать онлайн–направления самостоятельно.

Для небольших аптек развитие интернет–канала тоже вполне возможно, но понятно, что география активности таких аптек будет ограниченной. Средних размеров аптечная организация вполне в состоянии их обеспечить. Работа курьеров может быть включена в цену заказа или покрываться за счет минимальной стоимости покупки.

Хотел бы еще раз обратить внимание: не секрет, что значительный объем рецептурных лекарств отпускается аптеками без рецепта. Ситуация с доступностью лекарств не изменится, пока не произойдут системные изменения в отношении доступности медицинской помощи для пациентов, в т.ч. с использованием возможностей телемедицины. Необходимо и развивать систему электронного оборота рецептов, перейти на выписывание на русском языке (или на национальных языках, если это требуется пациентам из других стран), скорректировать сроки действия.

Например, для пациентов, страдающих хроническими заболеваниями, такой срок должен быть не меньше интервала посещения лечащего врача (скажем, полгода или год). При этом больной человек сможет получать лекарства по одному и тому же рецепту на протяжении всего периода его действия.

Специализированные
мероприятия
   
АПТЕКА 2024
   
Статьи подрубрики мнение специалиста:
Как трансформируется контроль и надзор в фармотрасли
 Мнение специалиста

Титова Жанна

Директор по качеству-провизор ГК «Сантэнс»

Почему необходимо вернуть фармацию здравоохранению?
 Мнение специалиста

Гридякин Владимир

Генеральный директор ООО «Альянс-Фарм», врач

Вопрос о доступности Феназепама для пациентов в аптеках
 Мнение специалиста

Сучкова Елена

Директор по взаимодействию с органами государственной власти, общественными организациями, по обеспечению доступа на рынки России и ближнего зарубежья АО «Валента Фарм»

Маркировка и индикаторы риска: что меняется в оптовом звене
 Мнение специалиста

Власов Гарольд

Управляющий директор фармацевтического 3PL-оператора NC Logistic

Растет число обращений от производителей БАД и медизделий
 Мнение специалиста

Курашева Светлана, Вице-президент по развитию операций ГК «Сантэнс»

Чмелев Владимир, Руководитель департамента бизнес-технологий ГК «Сантэнс»

Волошина Светлана, Ведущий менеджер по продажам CTT ГК «Сантэнс»

Специализированные
мероприятия
   
АПТЕКА 2024