Младенцев Андрей
Генеральный директор АО "ФП "Оболенское"
Главная задача документа — общество должно определиться: дистанционная торговля должна быть или не должна быть.
На самом деле, во время всей моей практики еще не было принято законов, которые полностью бы мне нравились. Но, очевидно, были те, которые устраивали всех участников законодательного регулирования. Закон — это, прежде всего, продукт компромисса в отношениях между бизнесом, властью и обществом в целом.
Инициативу по дистанционной торговле полностью поддерживаю (включая доставку лекарств "до двери"). Покупатели все чаще уходят в Интернет: это удобно, быстро и зачастую выгоднее, чем покупка в офлайн–магазине, ведь сеть позволяет потребителю купить все в одном месте. В пользу снятия ограничений на дистанционную торговлю говорит и социальная значимость инициативы — лекарства станут доступны для жителей в отдаленных регионах нашей страны, а также для маломобильных из–за болезни или возраста граждан. Если пациент не может прийти лично за лекарствами, он должен иметь право получить препарат (вне зависимости от того, рецептурный он или безрецептурный).
Полностью поддерживаю, чтобы инвалидам были предоставлены прямые преференции по доставке ЛС. Но прошу законодателей не забывать, что у нас большое количество людей, которые де–факто являются инвалидами, де-юре — такими не являются. Кроме того, временная нетрудоспособность может подразумевать более тяжелое состояние, чем состояние инвалидности.
Дистанционная торговля уже давно существует между дистрибутором и аптекой. Почему пациент не может получать дистанционно препараты с доставкой из аптеки?
На самом деле, законодательная инициатива не должна влиять на увеличение доступности препаратов конкретного производителя по сравнению с другими. Поэтому я очень удивлюсь, если вдруг после принятия закона доступность именно наших лекарственных препаратов уменьшится или увеличится. Если так произойдет, значит, закон действительно не надо принимать в таком виде.
С другой стороны, я считаю, что дистанционный способ торговли, безусловно, увеличит доступность препаратов. Потому что очень часто лекарство лежит в аптеке и ждет, когда за ним придет покупатель, и он может за ним в итоге не прийти. То есть фармацевтические компании и аптечные сети наполняют свои запасы в соответствии не с фактическим, а с ожидаемым товарным спросом.
Но потребитель может просто не найти возможности прийти за препаратом лично, может дойти в другую аптеку, в которой нет данного препарата, и не дойти в ту аптеку, где нужный препарат есть. Найти лекарство дистанционным способом (Интернет, мобильное приложение) гораздо проще и быстрее. Действительно, можно найти те средства, которые находятся не в каждой аптеке, что, безусловно, означает повышение доступности препаратов для потребителей.
Кроме того, это снизит расходы для всей системы лекарственного обеспечения. Потому что, если препарат был доставлен в аптеку и не нашел своего покупателя, то он потом подлежит списанию и уничтожению, и это ложится дополнительными затратами на всю систему лекарственного обеспечения (аптеки, дистрибуторы и производители).
Любой способ, в результате которого пациент дистанционно получит препарат, уместен (Интернет, мобильное приложение). Даже сейчас можно заказать лекарство и получить его в ближайшей для вас аптеке.
Считаю, что принятие закона не должно давать преференций никому. Поправки к закону должны быть приняты только по двум, самым главным причинам: первая причина — чтобы законодательно было сказано, что дистанционная торговля не запрещена, потому что сегодня она существует, но находится в серой зоне. И эта серая зона не дает возможности дистанционной торговле развиваться. Вторая причина – интересы пациентов.
Соответственно, интересы фармацевтических производителей вообще здесь ни при чем.
Разницы между рецептурными и безрецептурными препаратами не вижу, кроме той, что для получения рецептурного средства нужно предъявить рецепт. Для осуществления доставки рецептурного препарата необходимо четко прописать, каким образом будет происходить процедура (дистанционно предъявить рецепт или на месте курьеру, курьер будет с медицинским/фармацевтическим образованием или нет).
Как обеспечить сохранность препарата, особенно термолабильного, при транспортировке?
Ответственность должна быть возложена на того, кто осуществляет доставку, и на того, кто является заказчиком этой доставки. В настоящий момент заказчиком всех этих перевозок является потребитель. В случае принятия закона в том виде, в котором он представлен, возможно, ответственность будет возложена на организаторов торговли (аптечные учреждения). И конечно, сохранность препаратов они должны обеспечить.
Но, если существуют препараты, обращение которых и сейчас находится под жестким контролем, то необходим список лекарств, по которым дистанционная торговля ни при каких обстоятельствах невозможна.
Хотел бы еще отметить: мы готовы нести любую ответственность, которая будет прописана в законе, потому что точно не собираемся его нарушать.