24.04.2024 Издается с 1995 года №3 (360) мар 2024 18+
24.04.2024 Издается с 1995 года №3 (360) мар 2024
// Тема номера

Право получить лекарство должно быть у каждого

Все–таки скажу, что не могу оценивать проект ФЗ. Уверен, что законодатели будут его рассматривать не только со стороны того, насколько закон подготовлен, но и с той стороны, как он взаимодействует с другими законодательными актами и насколько индустрия технически готова к реализации этого закона.

Младенцев Андрей
Генеральный директор АО "ФП "Оболенское"

Главная задача документа — общество должно определиться: дистанционная торговля должна быть или не должна быть.

На самом деле, во время всей моей практики еще не было принято законов, которые полностью бы мне нравились. Но, очевидно, были те, которые устраивали всех участников законодательного регулирования. Закон — это, прежде всего, продукт компромисса в отношениях между бизнесом, властью и обществом в целом.

Инициативу по дистанционной торговле полностью поддерживаю (включая доставку лекарств "до двери"). Покупатели все чаще уходят в Интернет: это удобно, быстро и зачастую выгоднее, чем покупка в офлайн–магазине, ведь сеть позволяет потребителю купить все в одном месте. В пользу снятия ограничений на дистанционную торговлю говорит и социальная значимость инициативы — лекарства станут доступны для жителей в отдаленных регионах нашей страны, а также для маломобильных из–за болезни или возраста граждан. Если пациент не может прийти лично за лекарствами, он должен иметь право получить препарат (вне зависимости от того, рецептурный он или безрецептурный).

Полностью поддерживаю, чтобы инвалидам были предоставлены прямые преференции по доставке ЛС. Но прошу законодателей не забывать, что у нас большое количество людей, которые де–факто являются инвалидами, де-юре — такими не являются. Кроме того, временная нетрудоспособность может подразумевать более тяжелое состояние, чем состояние инвалидности.

Дистанционная торговля уже давно существует между дистрибутором и аптекой. Почему пациент не может получать дистанционно препараты с доставкой из аптеки?

На самом деле, законодательная инициатива не должна влиять на увеличение доступности препаратов конкретного производителя по сравнению с другими. Поэтому я очень удивлюсь, если вдруг после принятия закона доступность именно наших лекарственных препаратов уменьшится или увеличится. Если так произойдет, значит, закон действительно не надо принимать в таком виде.

С другой стороны, я считаю, что дистанционный способ торговли, безусловно, увеличит доступность препаратов. Потому что очень часто лекарство лежит в аптеке и ждет, когда за ним придет покупатель, и он может за ним в итоге не прийти. То есть фармацевтические компании и аптечные сети наполняют свои запасы в соответствии не с фактическим, а с ожидаемым товарным спросом.

Но потребитель может просто не найти возможности прийти за препаратом лично, может дойти в другую аптеку, в которой нет данного препарата, и не дойти в ту аптеку, где нужный препарат есть. Найти лекарство дистанционным способом (Интернет, мобильное приложение) гораздо проще и быстрее. Действительно, можно найти те средства, которые находятся не в каждой аптеке, что, безусловно, означает повышение доступности препаратов для потребителей.

Кроме того, это снизит расходы для всей системы лекарственного обеспечения. Потому что, если препарат был доставлен в аптеку и не нашел своего покупателя, то он потом подлежит списанию и уничтожению, и это ложится дополнительными затратами на всю систему лекарственного обеспечения (аптеки, дистрибуторы и производители).

Любой способ, в результате которого пациент дистанционно получит препарат, уместен (Интернет, мобильное приложение). Даже сейчас можно заказать лекарство и получить его в ближайшей для вас аптеке.

Считаю, что принятие закона не должно давать преференций никому. Поправки к закону должны быть приняты только по двум, самым главным причинам: первая причина — чтобы законодательно было сказано, что дистанционная торговля не запрещена, потому что сегодня она существует, но находится в серой зоне. И эта серая зона не дает возможности дистанционной торговле развиваться. Вторая причина – интересы пациентов.

Соответственно, интересы фармацевтических производителей вообще здесь ни при чем.

Разницы между рецептурными и безрецептурными препаратами не вижу, кроме той, что для получения рецептурного средства нужно предъявить рецепт. Для осуществления доставки рецептурного препарата необходимо четко прописать, каким образом будет происходить процедура (дистанционно предъявить рецепт или на месте курьеру, курьер будет с медицинским/фармацевтическим образованием или нет).

Как обеспечить сохранность препарата, особенно термолабильного, при транспортировке?

Ответственность должна быть возложена на того, кто осуществляет доставку, и на того, кто является заказчиком этой доставки. В настоящий момент заказчиком всех этих перевозок является потребитель. В случае принятия закона в том виде, в котором он представлен, возможно, ответственность будет возложена на организаторов торговли (аптечные учреждения). И конечно, сохранность препаратов они должны обеспечить.

Но, если существуют препараты, обращение которых и сейчас находится под жестким контролем, то необходим список лекарств, по которым дистанционная торговля ни при каких обстоятельствах невозможна.

Хотел бы еще отметить: мы готовы нести любую ответственность, которая будет прописана в законе, потому что точно не собираемся его нарушать.

Специализированные
мероприятия
 
RU PHARMA 2024 ban
 
   
   
 
   
Статьи подрубрики мнение специалиста:
Б.Н. Башанкаев: аптеке нужен ОКВЭД в сфере здравоохранения
 Мнение специалиста

Об основных задачах взаимодействия с профессиональными объединениями, работающими в области лекарственного обеспечения Комитета Госдумы по охране здоровья,рассказал его председатель Бадма Башанкаев.

Необходима экспертная оценка профильных правовых актов
 Мнение специалиста

Согласно Закону "Об основах охраны здоровья граждан…" фармработники вправе добровольно объединяться в профессиональные некоммерческие организации. Это исключительно необходимо и очень важно: с помощью профессиональных организаций можно решать вопросы, связанные с тем же последипломным обучением специалистов.

Чем может быть полезно аптечное саморегулирование
 Мнение специалиста

Сегодня в нашей стране (согласно данным аналитических агентств) работают более 78 тысяч аптек. Половина этого количества приходится на долю федеральных аптечных сетей.

Как развивался институт фармацевтического саморегулирования
 Мнение специалиста

Первая саморегулируемая организация в фармотрасли возникла 14 лет назад, объявив своей целью борьбу с фальсифицированными медикаментами. Просуществовала она недолго, и результаты ее деятельности сейчас сложно оценить.

Профессиональные объединения усиливают голос каждого
 Мнение специалиста

Как мне кажется, мы привыкли недооценивать роль профсоюзов, пациентских организаций и профессиональных отраслевых ассоциаций, несмотря даже на то, что в их работе есть целый ряд успешных примеров, когда люди, объединенные общей целью, оказывают серьезное влияние на те или иные корректировки нормативно–правовой базы.

Специализированные
мероприятия
 
RU PHARMA 2024 ban