Право россиян бесплатно лечиться может остаться в прошлом
Саверский Александр Владимирович
Президент Лиги защитников пациентов
Городскую больницу №63 сдали в концессию и тем самым нарушили конституционное право граждан на бесплатную медицинскую помощь. Конституция дает жителям нашей страны право на безвозмездное лечение не во всех поликлиниках, больницах и медицинских центрах, а только в государственных и муниципальных. Медицинское учреждение, ставшее государственно-частным партнерством, не относится ни к тем, ни к другим. Поэтому бесплатно лечить людей оно не обязано. «Букву закона» уже успешно применяют на практике: 63–я больница предоставляет пациентам «на безвозмездной основе» лишь 40% «медицинских услуг». За остальные 60% больной человек обязан платить.
Проект государственно–частного партнерства — пилотный для отечественного здравоохранения. Минздрав возлагает на него огромные надежды. Поэтому стоит быть готовыми к тому, что и другие российские больницы начнут сдавать в концессию. И люди, живущие в нашей стране, не смогут реализовать свое право на бесплатную медицинскую помощь.
При этом проблема границ между платной и бесплатной медицинской помощью, о которой говорили еще в процессе обсуждения законопроекта «Об основах охраны здоровья граждан в РФ», по-прежнему не решена. Пациенты продолжают платить дважды: в виде налогов — за содержание государственной медицины, в виде «оплаты услуг» — за качественное лечение «в частном порядке». Зато заметно увеличилась доля частных клиник в системе ОМС, и Минздрав считает эту тенденцию положительной для здравоохранения. А вот одноканальное финансирование медицинской помощи введено так и не было, и по–прежнему одни роды можно «продать» нескольким источникам — по родовому сертификату, ОМС, бюджетам, ДМС и иногда еще и платно. Такие роды могут стоить очень дорого.
Ситуация с лекарственными средствами в прошедшем году также не внушала оптимизма. Приказ, обязавший выписывать рецепты по МНН, фактически передал провизору право лечащего врача назначать лекарства пациенту. Перечень ЖНВЛП не пересматривался в течение нескольких лет. Не был он пересмотрен и в 2013 г.
В наступившем 2014 г. должна была вступить в силу одна из норм Федерального закона №323 «Об основах охраны здоровья граждан в РФ». Суть ее в том, что процедура госзакупки лекарств передается субъектам Федерации, бюджет при этом остается федеральным. Закономерные итоги такой реформы — повышение уровня коррупции и увеличение государственных расходов во столько раз, сколько субъектов есть в РФ, т.е. в 83 раза. Проблемы такого рода, как правило, решают за счет пациентов: не закупают препараты, на которые у бюджета не хватает средств.
К счастью, начало действия нормы удалось отложить на год. А в Государственную думу внесен законопроект об отмене положений ФЗ–323 о передаче процедуры госзакупок лекарств субъектам Федерации. А вот Стратегия лекарственного обеспечения легла под сукно в связи с тем, что финансирование здравоохранения сокращается. Говорят, что расходы государства на медицинскую помощь урезают в связи с кризисом. Однако непонятно, чем сегодняшние кризисные годы труднее предыдущих.
К созданию Концепции развития здравоохранения и вовсе не приступили.
В новом году мы ждем серьезных проблем, связанных с лишением граждан прав на бесплатную медицинскую помощь. Скорее всего, система здравоохранения в чем–то откатится назад — к состоянию, в котором она пребывала до 2007 г.