Препарат для терапии острого лимфобластного лейкоза
Международная биофармацевтическая компания Pfizer объявила о регистрации в России инновационного препарата для терапии острого лимфобластного лейкоза (ОЛЛ) "Биспонса" (МНН инотузумаб озогамицин)[1]. Препарат показан для лечения взрослых пациентов с рецидивирующим или рефрактерным CD22–положительным B–клеточным ОЛЛ из клеток-предшественников. В клинических исследованиях инотузумаб продемонстрировал превосходство эффективности по сравнению со стандартной химиотерапией: удвоение числа пациентов, достигших полной ремиссии и увеличение показателя 2–летней общей выживаемости.
Острый лимфобластный лейкоз – это злокачественное заболевание кроветворной системы. В основе патогенеза ОЛЛ лежит мутация стволовой клетки, которая приводит к потере способности к нормальной клеточной дифференцировке и нарушениям в процессах пролиферации и апоптоза. Вытеснение нормальных гемопоэтических клеток и замещение их опухолевыми клетками, неспособными к созреванию, приводит к развитию анемии, гранулоцитопении, лимфопении и тромбоцитопении. При этом опухолевые клетки могут покидать костный мозг и проникать в различные органы и ткани: селезенку, печень, лимфоузлы, центральную нервную систему, кожу и др[2].
Распространенность заболевания составляет около 1,6 случая на 100 тыс. населения[3]. Вероятность диагностики ОЛЛ у 50-летнего человека составляет 1 к 125 000, а для 70–летнего — 1 к 60 000[4]. В большей степени это заболевание распространено в странах Европы (где ежегодно диагностируется около 10 000 новых случаев ОЛЛ у взрослых), США, Китае и Японии[5].
Главной целью индукционного лечения пациентов с ОЛЛ является достижение полной ремиссии с последующим проведением консолидации и поддерживающей терапии, когда пациент относится к стандартной группе риска ОЛЛ, и аллогенной трансплантации гемопоэтических стволовых клеток (ТГСК), если пациент относится к группе высокого риска. Однако хотя 80–90% взрослых пациентов достигают полного ответа (ПО), у большинства из них впоследствии выявляется рецидив, а частота излечения не превышает 40%. Для взрослых пациентов с рецидивирующей или рефрактерной (устойчивой к лечению) формой ОЛЛ пятилетняя общая выживаемость составляет менее 10%.
Взрослые пациенты с рецидивирующим/рефрактерным (Р/Р) B–ОЛЛ зачастую не достигают полной ремиссии с использованием стандартной химиотерапии, что значительно снижает их шансы на получение потенциально жизнеспасающей процедуры трансплантации гемопоэтических стволовых клеток (ТГСК). Это является важной нерешенной медицинской проблемой, поэтому на передний план в терапии данной крайне неблагоприятной группы пациентов сегодня выходит разработка и внедрение новых тактик лечения, например, таких, как использование конъюгатов моноклональных антител. Результаты тестирования данных молекул в рамках исследовательских программ и реальной клинической практики продемонстрировали беспрецедентные результаты эффективности терапии пациентов с рецидивными и рефрактерными формами B–ОЛЛ, позволив значительной части этой группы получить ТГСК.
Применение инотузумаба озогамицина (ТН «Биспонса») для терапии Р/Р ОЛЛ из B–клеток оценивалось в рамках международного, многоцентрового, рандомизированного, открытого исследования III фазы INO–VATE 1022[6]. Препарат продемонстрировал статистически значимое увеличение доли пациентов, достигших полной ремиссии (ПР) или полной ремиссии с неполным гематологическим восстановлением (ПРн) по сравнению со стандартной химиотерапией. В группе инотузумаба 80,7% (95% ДИ: 72,1–87,7) пациентов достигли ремиссии по сравнению только с 29,4% (95% ДИ: 21,0–38,8) в контрольной группе. Статистически значимо большее число пациентов, получавших препарат «Биспонса» (43,3%) по сравнению с ХТ (11,1%), смогли в дальнейшем получить потенциально излечивающую процедуру трансплантации гемопоэтических стволовых клеток (ТГСК).
Инотузумаб также продемонстрировал более благоприятный профиль безопасности, чем в контрольной группе, получавшей стандартную химиотерапию.
Препарат "Биспонса" теперь доступен для использования в реальной практике, согласно зарегистрированным показаниям: в качестве монотерапии для лечения взрослых пациентов с рецидивирующим или рефрактерным CD22–положительным B-клеточным ОЛЛ из клеток–предшественников. Препарат может также применяться у взрослых пациентов с положительным по филадельфийской хромосоме (Ph+) B–клеточным ОЛЛ из клеток-предшественников после неудачной терапии как минимум одним ингибитором тирозинкиназы (ИТК).
"Регистрация данного препарата позволит взрослым пациентам с острым лимфобластным лейкозом обрести шанс на достижение глубокой ремиссии и последующее проведение жизнеспасающей процедуры трансплантации гемопоэтических стволовых клеток. Мы рады сообщить, что теперь новые возможности доступны и тем пациентам, которые страдают от этого опасного заболевания в рецидивной, рефрактерной форме — тем, для кого принципиально новое, эффективное и безопасное решение было особенно важно и необходимо", — прокомментировала Мария Мухина, медицинский директор бизнес-подразделения Pfizer "Онкология" в регионе "Евразия и Прибалтика".
Компания Pfizer предлагает обширный портфель инновационных эффективных препаратов для терапии онкологических заболеваний. На сегодняшний день пациентам во всем мире доступны 18 инновационных противораковых лекарственных средств и биосимиляров компании, зарегистрированных по таким показаниям, как рак молочной железы, онкогематологические заболевания, а также рак легких, почки и простаты.
В России онкологические препараты Pfizer, такие как "Итулси" (палбоциклиб), "Бозулиф" (бозутиниб) и "Сутент" (сунитиниб), включены в перечни жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов (ЖНВЛП) и медицинских препаратов, назначаемых по решению врачебных комиссий медицинских организаций (ОНЛС).
Служба Медицинской Информации: MedInfo.Russia@Pfizer.com
Доступ к информации о рецептурных препаратах Pfizer на интернет-сайте www.pfizermedinfo.ru
----
[1] https://grls.rosminzdrav.ru/Grls_View_v2.aspx?routingGuid=cd206ab2-d5f5-48d5-9af3-0b22453015bf&t=
[2] Острый лимфобластный лейкоз у детей. Клинические рекомендации. https://medi.ru/klinicheskie-rekomendatsii/ostryj-limfoblastnyj-lejkoz-u-detej_14138/
[3] Terwilliger T, Abdul-Hay M. Acute lymphoblastic leukemia: a comprehensive review and 2017 update. Blood Cancer J. 2017;7(6):e577
[4] Острый лейкоз у взрослых. Противораковое общество России. http://www.pror.ru/forms/leucosisacute
[5] Масчан М. А., Мякова Н. В. Острый лимфобластный лейкоз у детей // ОГ. 2006. №1-2. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/ostryy-limfoblastnyy-leykoz-u-detey (дата обращения: 28.05.2020).
[6] Kantarjian HM, DeAngelo DJ, Stelljes M, et al. Inotuzumab Ozogamicin versus Standard Therapy for Acute Lymphoblastic Leukemia. New England Journal of Medicine. 2016; 375(8):740-53.
Источник: Pfizer