Проблемы НМФО создают фармспециалистам неопределенность
По разным оценкам, в аптечных организациях работают от 120 до 150 тыс. человек. Откуда берется это число?
Ватутина Елена
Генеральный директор сервиса "Фармзнание"
Есть показатель количества лицензий на фармацевтическую деятельность. Сегодня их выдано свыше 62 тыс. Но, конечно, выданных лицензий больше, чем работающих организаций. По нашим данным, в действительности работают чуть больше 45 тыс. точек аптечных продаж.
Количество специалистов с фармацевтическим образованием, работающих в одной аптечной организации, в среднем составляет 3,5. Умножаем на 45 тыс. и получаем 157,5 тыс. специалистов.
Скорее всего, реальная цифра немного меньше, поскольку бывают ситуации, когда специалисты совмещают работу сразу в двух организациях.
Когда говорят о 300–500 тыс. специалистов в фармацевтической отрасли, то в это число включают еще и сотрудников фармацевтических компаний и производств, — это совершенно другой масштаб.
Что касается зарплат, то, согласно проведенному в марте 2018 г. центром "Фармзнание" опросу, большинство провизоров и фармацевтов, занятых отпуском товаров аптечного ассортимента (48%), в регионах зарабатывают ежемесячно от 20 до 30 тыс. руб.; от 30 до 40 тыс. — ~20%, менее 20 тыс. — ~18%. от 40 до 50 тыс. руб. — ~10%. Только около 3% зарабатывают более 50 тыс. руб. в месяц. И в основном это зарплата в Москве и некоторых крупных городах.
Текучесть кадров при этом достаточно высокая. Среди основных факторов выбора работодателя преимущественное влияние оказывают зарплата и месторасположение аптечной организации. При прочих равных условиях специалисты выбирают те организации, которые предлагают немного более высокую зарплату, причем колебание зарплаты в 7–10% может стать серьезным стимулом для смены работы.
Крупные федеральные сети имеют больше возможностей для мотивации и удержания персонала просто потому, что финансовая "подушка" у них лучше, чем у малой и средней розницы. Мы видим ситуации, когда чтобы закрепиться в каком-то регионе, они идут даже на содержание убыточных точек продаж и выплату более высоких зарплат, чем у одиночных аптек и небольших аптечных сетей.
На сегодняшний день проблема поиска фармацевтического персонала в крупных городах стоит достаточно остро. И мы видим, что рынок труда может вполне превратиться в рынок персонала, когда скорее не кандидату надо "продать" себя, а организации — привлечь сотрудника.
Ситуация может измениться, если будет принят законопроект о продаже безрецептурных лекарственных препаратов в торговых организациях. Если в рознице разрешат продажу лекарственных препаратов и при этом не будет сформулировано требование принимать на работу в розничные точки фармацевтических специалистов, то тренд будет следующий: аптеки начнут закрываться, а люди останутся без работы.
Потерять работу, по нашим оценкам, могут от 10 до 20% фармацевтических работников, и, естественно, специалисты будут соглашаться уже и на меньшие зарплаты. Соответственно, средняя зарплата специалистов аптечных организаций также будет снижаться, что печально.
Если же безрецептурные лекарства разрешат продавать в торговых организациях и при этом их обяжут принимать на работу фармацевтических специалистов, то аптекам придется конкурировать с розничными сетями за персонал. И тогда мы действительно получим рынок персонала, когда специалист диктует работодателю условия, а не наоборот.
На сегодняшний день дефицит кадров остро ощущается в крупных городах — особенно там, где нет образовательных организаций, занятых подготовкой фармацевтических специалистов. Известны случаи, когда аптеки вынуждены выходить из положения и принимать на работу не фармацевтов и провизоров, а специалистов, например, с медицинским образованием в качестве консультантов, которые имеют право продавать все товары аптечного ассортимента за исключением лекарственных препаратов.
Но мы все прекрасно понимаем, что работа с нелекарственным ассортиментом по должностной инструкции в реальности все равно становится отпуском препаратов. Вы хотя бы раз сталкивались с тем, когда один специалист аптеки передает вас как клиента другому просто потому, что у него другое образование?
Нет, тем более что зарплата специалиста зависит от объема выручки. Однако иногда возникают ситуации, когда сотрудники без фармацевтического образования вынуждены, именно вынуждены продавать также лекарства, не имея по закону разрешения это делать.
Я считаю, что это неправильно, и так, конечно, не должно происходить. Но, к сожалению, у нас сейчас нет адекватных способов быстрой переподготовки людей с медицинским образованием для работы в фармацевтической отрасли.
Невозможно медицинскому специалисту переучиться заочно или пройти трех-четырехмесячные курсы, чтобы получить хотя бы промежуточный статус, который давал бы возможность официально заниматься в аптечной организации отпуском лекарственных средств, например, хотя бы ОТС–сегмента. Хотя теоретически это могло бы стать одним из решений проблемы с дефицитом фармацевтических кадров в крупных городах.
Дефицит кадров связан с рядом факторов: некорректная оценка трудовых ресурсов, недостаточный престиж профессии в обществе, переход специалистов в другие отрасли и т.д.
Оценка количества фармацевтических специалистов является весьма приблизительной вследствие отсутствия реестра фармацевтических работников. Это создает сложности по выявлению имеющейся потребности и, как следствие, определения необходимого количества мест в учреждениях высшего и среднего профессионального образования, занятых подготовкой специалистов в области фармации.
Такой реестр мог бы способствовать более точному прогнозированию потребности в фармацевтических специалистах на ближайшие годы, более точному пониманию потребностей в подготовке и переподготовке. Ключевой вопрос — как корректно его создать?
Думается, что систему НМФО можно как раз использовать в качестве информационной базы для создания такого реестра.
Если говорить о профессиональном уровне, то эксперты наблюдают у выпускников малый объем практических навыков, недостаточный уровень знаний в области современных технологий. Разработка профессиональных стандартов, внесение корректировок в стандарты обучения специалистов и составленные на их основе программы позволят приблизить уровень фармацевтического образования к потребностям отрасли.
Также существуют проекты, направленные на повышение престижа профессии в обществе. В настоящее время мы активно разрабатываем социальный наставнический проект, благодаря которому старшеклассники смогут в процессе общения со специалистами российской фармацевтической отрасли познакомиться с различными направлениями в фармации. И им станет проще выбрать для себя вектор профессионального развития.
К сожалению, мы видим, что ряд вузов серьезно оторван от отрасли в части понимания потребностей по количеству необходимых специалистов. Наш центр занимается повышением квалификации уже практикующих работников аптеки, мы не занимаемся собственно средним или высшим образованием, в рамках которого готовят фармацевтов и провизоров. У нас есть данные и прогноз по потребностям в части количества фармспециалистов, и мы готовы предоставить их всем заинтересованным сторонам.
Система НМФО, на мой взгляд, активно поддерживается как профессиональными сообществами, так и специалистами системы здравоохранения. Уже более 50% специалистов участвовали хотя бы в одном образовательном мероприятии в рамках новой системы повышения квалификации.
В рамках системы НМФО специалистам необходимо обучаться по дополнительным профессиональным программам повышения квалификации и участвовать в образовательных мероприятиях, формируя образовательное портфолио. Образовательные мероприятия в рамках 14 час. являются бесплатными. Среднерыночная стоимость обучения по программам длительностью 36 или 18 час. составляет около 2500–3000 руб. Медицинские и фармацевтические специалисты имеют возможность оплатить свое обучение как самостоятельно, так и с помощью работодателя, в т.ч. с привлечением средств ФОМС.
Вопрос с дефицитом кадров и система НМФО, на мой взгляд, напрямую не связаны, поскольку НМФО направлено на действующих специалистов, а не на подготовку новых кадров.
Фармация очень нуждается в молодых специалистах. К сожалению, в фармацевтической отрасли система поддержки молодых специалистов развита меньше, нежели в других отраслях.
Мы и ряд наших партнеров научились организовывать повышение квалификации в рамках системы НМФО таким образом, что это стало более выгодно для аптек, чем традиционная система повышения квалификации. В первую очередь за счет использования дистанционных технологий (они не только облегчают доступ к учебным программам, в особенности в отдаленных районах, но и уменьшают финансовую нагрузку).
Для сотрудников муниципальных и государственных учреждений обучение оплачивается из бюджета. Однако таких аптечных организаций на рынке меньшинство. Большинство — это коммерческие структуры. В них оплату обучения, как правило, осуществляет работодатель, и эти затраты заложены в бюджет любой коммерческой аптеки.
Ключевой вопрос в рамках НМФО — это качество образования. Важно, чтобы аптека и сами специалисты, оплачивая повышение квалификации, требовали действительно полезных обучающих мероприятий, тех знаний, умений и навыков, которые можно использовать в повседневной работе.
Например, в фармацевтической отрасли регулярно происходят законодательные изменения, и для аптеки очень ценны мероприятия, на которых об этих изменениях рассказывают.
Система повышения квалификации не должна быть формальной, когда аптеки платят «за корочки» и не требуют качественных знаний. Потому что «плата за корочки» — это не повышение квалификации, а профанация, и она ничем не отличается от, например, покупки дипломов. Но все мы понимаем, как это опасно, особенно если говорить о специалистах здравоохранения.
С 2016 г. наш центр являемся провайдером Координационного совета непрерывного медицинского и фармацевтического образования Минздрава России. За 2017–2018 гг. дистанционно было проведено 116 образовательных мероприятий по фармспециальностям (25,1% от общего числа учебных мероприятий для данной категории специалистов). Будучи активным участником системы НМФО, хотелось бы обратить внимание на ряд сложностей:
- проекты изменений к приказу Минздрава России №66н от 03.08.12, определяющему порядок и сроки совершенствования медицинскими работниками и фармацевтическими работниками профессиональных знаний и легализующему НМФО, обсуждаются в течение двух лет и до сих пор не приняты. Это создает неопределенность у специалистов, выбравших обучение по новой системе;
- необходимо доработать регламенты, определяющие порядок взаимодействия сторон внутри НМФО, создать требования к содержанию образовательных мероприятий для единых стандартов подготовки специалистов.
7 марта 2018 г. в г. Самаре состоялся круглый стол с Президентом России Владимиром Путиным, посвященный теме женского предпринимательства, и был задан вопрос, касающийся вышеобозначенных проблем. С учетом накопленного опыта были внесены предложения по совершенствованию системы НМФО, которые уже легли на стол главе государства.
Хотелось бы в заключение вернуться к проблеме разрешения продаж безрецептурных препаратов в продуктовых магазинах.
В настоящее время законопроект "О внесении изменений в Федеральный закон "Об обращении лекарственных средств" и ст. 2 Федерального закона "Об основах охраны здоровья граждан Российской Федерации" в части розничной торговли лекарственными препаратами" не обязывает торговые организации иметь в штате специалистов с фармацевтическим образованием, а это является своего рода правовой коллизией.
К специалистам, занятым отпуском как рецептурных, так и безрецептурных лекарственных препаратов в аптечных организациях, предъявляются одинаковые квалификационные требования. Отсутствие необходимой квалификации у сотрудников торговых организаций приведет к тому, что:
- пациентов не будут информировать о порядке применения лекарственных препаратов, в т.ч. о способах приема, режимах дозирования, терапевтическом действии, противопоказаниях, взаимодействии лекарственных препаратов при одновременном приеме между собой и (или) с пищей, правилах их хранения в домашних условиях;
- как следствие, ущерб здоровью граждан будет огромен.
Центр "Фармзнания" как социально ответственная организация подал соответствующее обращение в Минтруд для привлечения внимания к данному вопросу. Если законопроект все-таки будет принят, уместно требовать и от торговли аналогичного порядка отпуска лекарственных препаратов. В штате ритейла должен обязательно состоять специалист с фармацевтическим образованием. Это будет справедливо и с точки зрения соблюдения интересов населения, и с точки зрения специалистов с профильным образованием.
Двойные стандарты, на наш взгляд, неприемлемы. Нельзя продавать даже безрецептурные лекарства без участия фармацевтического специалиста. Это несет прямую угрозу здоровью людей.