07.12.2024 Издается с 1995 года №11 (368) ноя 2024 18+
07.12.2024 Издается с 1995 года №11 (368) ноя 2024
// Тема номера

Проблемы подготовки кадров требуют особого внимания

Важный индикатор эффективности государственного здравоохранения — это средняя продолжительность жизни.

Иванова Настасья
Директор ООО "Интер–С Групп"

В 2014 г. нашу страну включили в заслуживающий доверия рейтинг Health-Care Efficiency Index (эффективность системы здравоохранения с учетом продолжительности жизни, затрат на здравоохранение и стоимости медпомощи) и… сразу поставили на последнее место. Год от года позиции улучшались, оценки росли, но мы по–прежнему в нижней части рейтинга.

Эксперты действительно фиксируют увеличение продолжительности жизни россиян, отмечая, что во многом это произошло в результате реформы здравоохранения и ориентирования населения на современные жизненные стандарты. Тем не менее, в 2020 году ООН поставила Россию лишь на 118–е место со средней продолжительностью жизни в 73 года (что на 12 лет меньше, чем в Гонконге). Отмечу, что на данный параметр влияет не только уровень медицинской помощи, но и чистая вода, полезная и разнообразная пища, хорошая экология, отсутствие стрессов, уверенность в будущем. Ни по одному из этих параметров наша страна не входит в группу лидеров. А перманентно сложная экономическая ситуация, дефолты, санкции, иные потрясения негативно влияют на самочувствие и жизнь людей. Во многом в результате данных факторов большинство россиян ведут малоподвижный образ жизни, не знают правил ЗОЖ, не занимаются профилактикой заболеваний, не принимают участия в программе диспансеризации – и идут к врачам, когда болезнь уже запущена.

Профессиональное сообщество ждало реформу по оптимизации системы здравоохранения, целью которой провозгласили повышение качества и доступности медицинской помощи при рациональном использовании бюджетных средств. Но сделав акцент на сокращении количества "неэффективных коек", реформа не привела к нужным результатам и была отрицательно оценена не только гражданами, но и властными органами. Президент охарактеризовал текущую ситуацию в первичном звене здравоохранения как провальную.

Да, реформа ожидаемо сократила расходы, но при этом ограничила доступ граждан к квалифицированной медпомощи, особенно в регионах. Не отрицаю, в Москве она приближается к мировым стандартам, но в "глубинке" тысячи населенных пунктов не имеют никакой медицинской инфраструктуры. Неудачным результат реформы стал из–за сокращения доступа населения к бесплатной медицинской помощи, значительного увеличения роли платных услуг и роста неравенства в охране здоровья в разных регионах. При этом никого не беспокоит, что люди с низкими и даже средними доходами сегодня не могут позволить себе современную коммерческую медицину.

Основные проблемы здравоохранения, которые остались нерешенными, известны: низкая доступность первичной медико-санитарной помощи, деградация материально-технической базы, дефицит кадров — и, как следствие, высокая загруженность медперсонала. Остался и целый комплекс проблем в системе ОМС. Для сравнения: в США госрасходы на медицину составляют 14% ВВП, в России — 4%!

Конечно, в условиях пандемии многие задачи решать крайне сложно. Но реформы, безусловно, необходимо продолжать, с учетом всего предшествующего опыта и при его понимании. И главной целью должен стать доступ пациента к медицинской помощи, а не какой–либо количественный показатель. Для этого потребуется масштабная модернизация первичного звена здравоохранения. При нынешнем дефиците бюджета на нее должны быть выделены значительные средства.

Не до конца решена проблема чрезмерного документооборота в работе врача, медсестры, фельдшера… Кроме того, всем учреждениям скоро придется адаптировать программы под операционные системы на Linux, а в медицине и на фармпроизводстве, где глобально используются информационные технологии, зарплаты IT–специалистов меньше, чем в среднем по национальной экономике. Проблем много — и, судя по текущей обстановке, они будут только накапливаться.

Конечно, есть и положительные моменты: во многих учреждениях обновилась медицинская техника, у сотрудников выросла заработная плата, увеличивается число молодых специалистов, сократились очереди в кабинеты, значительно расширился перечень услуг, доступных онлайн, стала удобной запись к врачу, ускорилась обработка анализов. Серьезный результат — снижение младенческой и материнской смертности. Также в крупнейших городах увеличились объемы высокотехнологичной медицинской помощи, а в дальних поселках появились мобильные медицинские пункты. Для решения проблемы дефицита кадров, в рамках программы "Земский доктор", выплачиваются приличные "подъемные" для сельских врачей. Думаю, необходимо также вводить дополнительные льготы (в первую очередь, налоговые) для аптек, расположенных в труднодоступных населенных пунктах. В режиме самоокупаемости сельская аптека с большой вероятностью рискует закрыться, в результате жители отдаленного района могут остаться без лекарственной помощи.

Еще один нерешенный вопрос, общий для медицины и фармации — работа по подготовке и переподготовке медицинских и фармацевтических специалистов. Сегодня она требует особого внимания — в сегменте высшего и среднего профессионального образования, для уже практикующих врачей, фармацевтов, провизоров… Здесь необходимо увеличивать число бесплатных образовательных мероприятий и совершенствовать схему начисления баллов в системе НМиФО. Начислять зачетные единицы важно не только за прослушиваемые вебинары и конференции, но и, например, за трудовой стаж, преподавательскую и научную работу, участие в аккредитационных комиссиях и т.д.

Проблемы НМиФО — не формальность, а тот фактор, на основе которого специалисты принимают решение о своем профессиональном будущем. От организации образования на данном этапе во многом зависит, сможет ли врач или провизор остаться в избранной профессии и продолжить оказывать помощь пациенту, либо такая нагрузка уже непосильна. А это вновь возвращает нас к вопросу о доступности медицинской помощи и средней продолжительности жизни.