Орлов Александр
Заведующий кафедрой экономики и управления Санкт-Петербургского государственного химико–фармацевтического университета
Сегодня некоторые европейские производители оборудования для фарминдустрии отказываются поставлять запчасти в Россию, несмотря на то что на реализацию такого оборудования и деталей к нему санкции не распространяются. Например, немецкие компании Syntegon и GEA приостановили поставки своего оборудования, а немецкая компания Sartorius и американская Cytiva отложили прием заказов. Поэтому у некоторых отечественных предприятий возникают определенные трудности с поставками запчастей и сервисом оборудования. В то же время у многих российских фармпроизводителей есть необходимые запасы комплектующих, а в ближайшей перспективе планируется заключение договоров с новыми поставщиками из России и ряда дружественных стран.
Что касается субстанций, то при изготовлении примерно 80–85% российских препаратов используется импортное сырье. В 2021 году 76,7% ввезенного в Россию сырья пришлись на Индию и Китай, 19,7% — на страны Евросоюза. В начале весны, при замене поставщиков из Европы на компании из Азии, возникали некоторые трудности, связанные с логистикой и оплатой платежей. Однако в большинстве своем на производстве лекарственных препаратов это не сказалось, в связи с наличием у производителей запасов используемого сырья. Более того, несмотря на экономические и логистические сложности, импорт активных фармсубстанций в 2022 году по сравнению с прошлым годом даже увеличился на 16,7% в натуральном выражении и на 7,4% — в денежном. Многие отечественные компании уже смогли решить проблемы с логистикой, возникшие в первые месяцы весны, поэтому поставки субстанций вышли на максимально стабильный в нынешних экономических условиях уровень.
Также с марта 2022 года недружественные иностранные государства начали вводить в отношении нашей страны "ограничительные меры экономического характера", именно ограничительные — та же Johnson & Johnson заявила, что приостанавливает поставку средств личной гигиены, но не лекарств и медизделий. Так что санкции практически не затронули поставки зарубежных ЛП на фармрынок страны.
Дефицита тех или иных импортных препаратов нет, и количество лекарств по МНН в обращении не снижается. Единичные задержки в импорте медикаментов возможны лишь из-за нарушений логистических цепочек, появления новых путей поставок и увеличения времени прохождения через границы. Следует рассчитывать на то, что и в перспективе достаточно благоприятная ситуация с поставками ЛП из–за рубежа не изменится. Например, совсем недавно правительство США смягчило ряд ограничительных мер в отношении России, в том числе затронувших лекарства и медицинское оборудование. Министерством финансов США было разрешено проводить операции, связанные с производством и реализацией лекарств и медицинского оборудования (а также запчастей и комплектующих для него), обновлением ПО для медицинской аппаратуры, а также операции, сопряженные с проведением текущих клинических исследований, направленных на борьбу с коронавирусной инфекцией COVID-19. А в Евросоюзе планируется разморозить часть средств крупных российских банков для проведения расчетов за медикаменты.
Напомним также, что для предупреждения перебоев с поставками импортных препаратов еще в марте 2022 года были внесены поправки в ФЗ "Об обращении лекарственных средств". В соответствии с данными корректировками вновь зарегистрированные зарубежные лекарства и медизделия разрешается реализовывать на территории страны в упаковках, предназначенных для обращения в других государствах, но с самоклеящимися этикетками на русском языке. В целом принимаются все возможные меры, чтобы предупредить перебои с поставками.
За последние несколько лет в развитии национальной фармацевтической отрасли достигнуты серьезные результаты. Во многом это связано с успешной реализацией Стратегии "Фарма–2020", а также ряда федеральных программ, когда было построено более пятидесяти новых производственных площадок, а модернизировано еще больше. Отечественный фармрынок стал более привлекательным и для локализации производства. Это отразилось на доле выпущенных здесь ЛП: объем производства увеличился в несколько раз — с 96 млрд. руб. в 2009-м до 624,7 млрд. руб. — в 2021-м. По итогам минувшего года доля локализованных лекпрепаратов в упаковках оказалась равна 67,3%, а в стоимостном выражении составила 45% (в 2009 г. она не превышала 20%).
Значительные успехи отмечаются и в области передовых разработок: в стране появились высокотехнологичные лекарства, разработанные на основе новых решений в области биотехнологий, — препараты рекомбинантных факторов свертывания крови для лечения гемофилии, цитокины и моноклональные антитела, применяемые в лечении онкозаболеваний и ревматоидного артрита, рекомбинантные инсулины. В обращение поступают и совершенно новые молекулы, используемые в терапии ВИЧ, туберкулеза, сахарного диабета. Важно, что новые препараты производятся в нашей стране по полному циклу, начиная с производства субстанции.
Кроме того, отечественная фармотрасль успешно справляется с вызовами, связанными с продолжающейся пандемией коронавирусной инфекции COVID–19. В нашей стране были зарегистрированы 4 вакцины — "Спутник V" (август 2020), "Эпиваккорона" (октябрь 2020), "Ковивак" (февраль 2021) и "Спутник Лайт" (май 2021 года). В целом на внутренний рынок было поставлено около 140 млн. доз вакцин. Вакцина выходит и на внешние рынки: в минувшем году на экспорт ушло около 93 миллионов доз. В итоге Россия занимает пятое место в мире по объемам производства и реализации вакцин от ковида.
Вместе с тем признаем, отечественная фармпромышленность все еще остается достаточно импортозависимой. Доля таких лекарств по итогам прошлого года составила 55% в деньгах и 32,7% в упаковках. Кроме того, отечественные производители пока слабо представлены оригинальными препаратами — их доля составляет лишь 13% в стоимостном выражении.
Одна из проблем национальной фармотрасли — в том, что лекарства, производимые на территории нашей страны, в большинстве своем выпускаются на основе импортных субстанций. Например, из 215 МНН, включенных в перечень стратегически значимых лекарственных средств, по 81 наименованию отсутствует российское производство АФС. К проблемам отечественной фарминдустрии также можно отнести растущий дефицит высококвалифицированных специалистов для производств, невысокие объемы экспорта лекарственной продукции, а также проблемы, связанные с ценообразованием и повышением цен.
В соответствии с новой стратегией развития российской фармотрасли "Фарма–2030" основные задачи развития отрасли — это импортонезависимость, разработка и выпуск отечественных инновационных продуктов, локализация производства субстанций и производство лекарств по полному циклу. Ключевые механизмы решения задач импортозамещения лежат в плоскости финансирования, налогообложения, администрирования и создания условий для устойчивого спроса на отечественную продукцию. Поэтому, чтобы поддержать развитие отечественного фармпрома, необходимо:
- предоставлять фармпроизводствам возможность получать долгосрочные кредиты на льготных условиях;
- субсидировать разработки новых лекарственных препаратов;
внедрять механизмы предоплаты закупаемой продукции для поставщиков с большим опытом поставок и репутацией надежных партнеров в исполнении госконтрактов;
- создавать условия для гарантированного долгосрочного спроса на отечественные лекарства путем заключения офсетных контрактов с фармацевтическими производителями;
- снижать налоговую нагрузку;
- применять упрощенные процедуры администрирования.
Для развития производства АФС предложено пересмотреть преференции при госзакупках лекарственных препаратов и отдавать предпочтение тем, которые произведены по полному циклу. В ближайшее время для стратегически значимых препаратов ожидается реализация механизма «второй лишний»: если на государственные торги выходит хотя бы один поставщик препарата, выпускаемого на территории стран ЕАЭС, начиная с синтеза молекулы действующего вещества, то заказчик отклоняет все остальные заявки. Кроме того, для поддержки и развития производства субстанций в нашей стране может быть применен инструмент, связанный с заключением СПИК.
Важно отметить, что государство оказывает серьезную поддержку отечественным производителям лекарств, а также оптовым фармацевтическим компаниям и аптекам. В условиях внешнего давления, чтобы снизить риски влияния антироссийских санкций на лекарственное обеспечение (из-за которых могут возникать нарушения логистических цепочек), Правительством России были приняты меры, помогающие указанным отечественным организациям. Для этого был разработан механизм независимых банковских гарантий с льготной ставкой комиссии (1% — для предприятий, и до 2% компенсируется банком), позволяющий защитить участников сделок. Если по каким–то причинам один из участников сделки не сможет выполнить обязательства по контракту, то поставщик получит средства от банка. Благодаря данному инструменту фармкомпании и аптеки могут минимизировать свои риски. Также лекарства и медицинские изделия, которые пока не выпускаются в России (или производятся в недостаточном количестве), можно зарегистрировать по упрощенной схеме. Срок проведения госрегистрации и экспертизы качества ЛП сократился на 30 дней. Это правило будет действовать до конца 2022–го.
Учитывая высокую нестабильность во внешней среде, прогнозы даже на ближайшую перспективу делать сложно. Но несомненно то, что в силу необходимости поддержания и улучшения здоровья населения производство и реализация лекарственных препаратов всегда будут востребованы. Поэтому отечественным производителям лекарств в ближайшее время потребуется еще более активно вести процесс импортозамещения. Необходимо наращивать объемы выпускаемой продукции, налаживать цепочки поставок оборудования и сырья, а в перспективе — переходить на производство препаратов по полному циклу.
Дистрибуторам предстоит непростая борьба за рентабельность с другими участникам товаропроводящей цепи, которые за счет прямых контрактов или сокращения числа логистических шагов пытаются замкнуть распределение прибыли на себя. Для минимизации рисков дистрибуторам следует продолжить развитие складской и логистической инфраструктуры, а также диверсификацию деятельности в производственном или розничном сегменте фармрынка (или путем осуществления поставок парафармацевтической продукции). Аптекам и аптечным сетям, на мой взгляд, необходимо более активно развивать онлайн–реализацию медикаментов и готовиться к дистанционной торговле рецептурными лекарствами (эксперимент по ней ожидается в 2023 году).
Пациентам следует рассчитывать на то, что система российского здравоохранения даже в условиях внешнего санкционного давления справится со всеми возникающими вызовами и будет способствовать наличию качественных, эффективных, безопасных и доступных лекарственных препаратов в необходимом объеме.