Профессию фармацевтического специалиста нужно спасать
Игнатьева Нелли Валентиновна
Исполнительный директор РААС, к.ф.н.
Сетовать лишь на качество образования, это сродни перекладывания причины с больной головы на здоровую. Однако спровоцировали утрату интереса к аптечной профессии предложения рынка с самого начального этапа его становления: хорошая заработная плата и соблазнительный социальный пакет, например, медицинских представителей в сопоставлении с уравненным заработком провизора и фармацевта, которые находятся в постоянном напряженном общении с пациентами. И основная проблема для современной аптечной организации в том, что основная масса выпускников с дипломами фармацевтических специальностей просто не идут работать в аптеку, меньшая часть приходит в аптеку на время – для «знакомства с профессией».
Я бы тему данной дискуссии сформулировала не «Выпускник и фармрынок: как сделать высшее образование применимым на практике», а «Абитуриент и фармрынок: как сделать правильный выбор». Как преподаватель вуза прокомментирую, студенты изначально не видят себя в аптеке, иллюзия того, что весь фармацевтический рынок представляет собой сверхдоходный бизнес, привлекает к себе абитуриентов, но их совсем не привлекает «статус продавца», обязанного ориентироваться в тысячах лекарственных препаратах и в тысячах ассортиментных позиций нелекарственного аптечного ассортимента. Это, если говорить о проблеме.
О предложениях. Решение проблемы отсутствия квалифицированных кадров: необходимо повысить престиж аптечной организации и фармацевтического специалиста, прежде всего. И сегодня фармацевтическое сообщество предлагает реальные механизмы к исправлению ситуации, которые возлагаются на предстоящий съезд фармацевтических работников в апреле 2014 г.
Но профессия фармацевтического специалиста требует постоянного совершенствования, и не только по результатам инновационных достижений и наработок, но и в ответ на изменения положений нормативно-правового поля, что происходит постоянно и требует моментального отражения в учебно-методическом комплексе ряда дисциплин.
Сегодня активно обсуждается возможный переход исключительно на очную форму обучения по специальности «Фармация». Аргументы и «за», и «против» вполне убедительны, но, как специалист, имеющий 15-летний опыт преподавания во всех имеющихся на данный момент формах обучения, а также и практический опыт работы «первостольника», отмечу, что форма обучения не является прямым показателем качества специалиста. Порой, напротив, студент заочной формы обучения вуза, уже имеющий диплом фармацевтического специалиста, демонстрирует лучшие знания по ассортименту лекарственных препаратов, профессионально ориентируется в аналогах. И такую возможность, как мотивацию для профессионального роста фармацевтического специалиста до провизора, считаю нужно сохранить, ориентируясь на требования нашего практического рынка. Можно приводить примеры международного опыта по моделям непрерывного фармацевтического образования, отвечающих запросам их систем здравоохранения. Но пока нам далеко, например, до американских фармацевтических специалистов, у которых обязательна переподготовка каждые три года по дисциплине «клиническая фармакология». Но мы — это мы, мы знаем, где мы, и знаем, куда нам идти. Назрела потребность согласованных изменений во взаимодействии: профессия — работодатель.