Куролап Мария
Аспирантка кафедры управления и экономики фармации фармацевтического факультета Воронежского государственного университета
Хотела бы предложить некоторые способы решения проблем:
1. Студенты-провизоры должны больше заниматься творческой самостоятельной работой при изучении предмета – готовить устные выступления, презентации, стендовые доклады и выставки, участвовать в научно-практических конференциях. Это позволит лучше усвоить достаточно сложный материал, «пропустив» его через себя, и запомнить его надолго.
2. В процессе обучения необходимо постоянное сотрудничество с аптечными организациями, клиническими фармакологами и фармпроизводителями. Их представители могли бы проводить обучающие тренинги и деловые игры со студентами и делиться своим опытом, отвечать на насущные вопросы, чтобы у студентов могли сформироваться предпочтения в плане будущей работы.
3. Теоретические знания должны больше применяться на практике. Как известно, практика по УЭФ у всех проходит по-разному. Многие руководители аптек не допускают практикантов к работе за кассовым аппаратом и даже к приемке товара. В итоге практика так и остается теоретической и сводится к написанию дневника практиканта.
Для решения данной проблемы необходим более жесткий контроль практики со стороны вуза – либо тестовый вариант аптечной организации при факультете, где студенты могли бы полноценно проходить практику. К сожалению, в некоторых областях отсутствуют фармацевтические заводы, подходящие для практики по технологии готовых лекарственных средств (ТГЛС), в таких случаях должны заключаться контракты с заводами в других областях, чтобы практика вновь не была теоретической.
Кроме того, существуют важные, исключительно теоретические, т.е. включающие в себя только лекции и семинары, дисциплины, такие как экстремальная и военная медицина (ЭиВМ), которым уделяется недостаточно внимания. Провизоры ведь являются военнообязанными и в связи с этим должны владеть практическими навыками лекарственного обеспечения населения в условиях чрезвычайных ситуаций и войны, а также уметь разворачивать аптечный пункт на полигоне. Поэтому было бы целесообразно ввести прохождение практики по данной дисциплине в военной части – на базе военного госпиталя или полигона.
4. Чувствуется большая нехватка печатной учебной литературы – один учебник часто приходится на двух-четырех учащихся. Данную проблему поможет решить создание базы электронных учебных пособий по всем дисциплинам и элективам – и свободный доступ студентов к этой базе.
5. Необходимо значительно увеличить количество академических часов, выделенных на фармакологию. Она – одна из основных теоретических дисциплин, крайне необходимых выпускникам для работы в аптечной организации, особенно на отпуске товаров. Более того, на собеседованиях при устройстве на работу работодатели, как правило, задают вопросы именно по фармакологии.
Если говорить о последипломном образовании, то тут тоже возникают серьезные проблемы:
1. В интернатуре практически отсутствует обучающая литература. Аудиторные занятия по большей части основаны на повторении уже пройденного ранее материала с добавлением новых элементов. Необходимо разработать для интернов новую специальную учебно-методическую литературу, посвященную ответам на вопросы, которые не были затронуты в обучении ранее, и более глубоко раскрывающим все аспекты выбранной специальности.
2. Курсы повышения квалификации должны проводиться значительно чаще, чем раз в 5 лет. Появляются новые лекарственные препараты, модернизируются схемы лечения заболеваний и т.д. А новые нормативные документы, регламентирующие фармацевтическую деятельность, выходят вообще еженедельно. Мне кажется, что частота циклов курсов повышения квалификации должна зависеть от занимаемой должности и сферы деятельности. Лицу, находящемуся на руководящей должности, необходимо повышать свою квалификацию значительно чаще, например, раз в 2 года, в то время как провизору-аналитику можно повышать квалификацию каждые 3 года.
После получения диплома и сертификата специалиста перед провизором возникает море возможных вакансий, т.к. на данный момент специальность очень востребована. Наиболее популярны следующие должности: аптечный работник, занимающийся отпуском ЛС или приемкой товара, медицинский представитель и менеджер по продажам или поставкам. Если опыт работы отсутствует, то провизора берут, как правило, только в аптечную организацию за первый стол.
Вот теперь мы и перешли к главным проблемам в работе молодого специалиста, пришедшего в аптечную организацию:
1. Основной недостаток – то, что при работе в аптечной организации провизору необходимо на первый план ставить собственные продажи и прибыль организации, а вовсе не оказание качественной фармацевтической помощи и заботу о здоровье населения.
Появились такие ограничители, как средний чек работника. Если он ниже определенной суммы, то премию провизору не выплатят. Или «сенсор ног» – если потребитель заходит в аптеку и выходит из нее, так ничего и не купив, с заработной платы работника осуществляются вычеты. В итоге провизор превращается в продавца, цель деятельности которого – продавать как можно более дорогие товары и в большем количестве, что само по себе выглядит безнравственным с учетом специфики аптечного ассортимента.
2. Не менее важная проблема – тяжелые условия труда. Они вызваны ненормированным графиком (12–14 часов в день, рабочие праздничные и выходные дни), стоячей работой, постоянным взаимодействием с потребителями – половина которых считает своим долгом выплеснуть на провизора все претензии к организации здравоохранения и ценообразованию в нашей стране, и необходимостью работы с деньгами, требующей повышенного внимания в течение всего рабочего дня. Параллельно необходимо заниматься выкладкой поступившего товара и следить за чистотой и аккуратностью.
В итоге провизор превращается в многорукую богиню, работающую на аккумуляторных батарейках без еды, воды и отдыха. Такие условия труда довольно быстро приводят к повышенной нервозности и утомляемости, нарушениям желудочно-кишечного тракта, опорно-двигательного аппарата и варикозному расширению вен. При этом уже никакие надбавки к заработной плате не смогут решить возникших проблем. Мне кажется, что для решения данной проблемы необходимо вводить контроль за условиями труда провизоров на региональном уровне, создавать профсоюзы аптечных работников, причем их действие должно распространяться и на коммерческие аптеки.
3. В городских аптеках, как правило, нет проблем с кадрами, продажи там довольно высокие и заработная плата достойная. В районные же аптеки и аптеки сельской местности выпускники не стремятся идти, что приводит к существенной нехватке кадров в них. Это обусловлено несколькими причинами. Во-первых, до смешного маленькая заработная плата. Плотность населения в сельской местности небольшая, соответственно потребность в ЛС также является маленькой, и продажи осуществляются довольно редко. Основными покупателями аптеки становятся алкоголики, приобретающие настойку боярышника, и наркоманы, приобретающие цикломед и другие ЛС, вызывающие наркотические эффекты, а также шприцы к ним. К сожалению, многие аптеки за счет такого контингента и живут, забывая о своей основной функции. Во-вторых, у молодых специалистов возникают проблемы с жильем, а аптечная организация без внешней помощи не в состоянии его предоставить. Для решения данных проблем я бы хотела предложить создание государственных программ поддержки молодых специалистов, работающих в сельской местности, и аптечных организаций, которые будут получать дополнительное финансирование на свое существование и развитие. Кроме того, на базе аптечной организации может проводиться воспитательная работа с лицами, имеющими наркотическую и алкогольную зависимость.
Почему я выбрала специальность «провизор»? Потому что мне хотелось хорошо разбираться в море лекарственных средств и фармакотерапий, оказывать качественную фармацевтическую помощь населению и принимать непосредственное участие в лечении больных, т.е. быть связующим звеном между врачом и пациентом. Но в процессе обучения и поиска работы я столкнулась с рядом перечисленных выше проблем, в результате которых решила пока остаться в структуре образования и поступить в аспирантуру, а не идти сразу после окончания работать в отрасль, как изначально планировала.