С точки зрения закона фармацевт — не специалист, а продавец
Рыков Николай
Юрист Европейской юридической службы
Так, согласно п. 33 ст. 4 ФЗ–61 фармацевтическая деятельность — это деятельность, включающая в себя оптовую торговлю (!) лекарственными средствами, их хранение, перевозку и (или) розничную торговлю (!) лекарственными препаратами, их отпуск, хранение, перевозку, изготовление лекарственных препаратов.
Согласно ч. 2 ст. 52 ФЗ–61 физические лица могут осуществлять фармацевтическую деятельность при наличии высшего или среднего фармацевтического образования и сертификата специалиста, высшего или среднего ветеринарного образования и сертификата специалиста, а также высшего или среднего медицинского образования, сертификата специалиста и дополнительного профессионального образования в части розничной торговли лекарственными препаратами при условии их работы в обособленных подразделениях медицинских организаций, указанных в части 1 настоящей статьи.
С точки зрения действующего законодательства фармацевт — это в первую очередь не специалист в области применения лекарств, а продавец. То есть основная его функция состоит не в том, чтобы оказать гражданину соответствующую консультацию о свойствах и применении лекарственных средств, а в том, чтобы именно продать (!) ему эти лекарства. Так, согласно п. 14 ст. 2 ФЗ-323, фармацевтический работник — это физическое лицо, которое имеет фармацевтическое образование, работает в фармацевтической организации и в трудовые обязанности которого входят оптовая торговля лекарственными средствами, их хранение, перевозка и (или) розничная торговля лекарственными препаратами для медицинского применения, их изготовление, отпуск, хранение и перевозка. Но о консультировании покупателей ничего не сказано.
В современной сложившейся обстановке лекарственные средства в первую очередь являются не средством лечения заболевания гражданина, а средством достижения прибыли лиц, осуществляющих фармацевтическую деятельность. Соответственно, такая цель, заключающаяся в продаже лекарства, по сути, является основной для фармацевтических организаций и направляет их действия на использование любых средств, адресованных неопределенному кругу лиц и направленных на привлечение внимания к лекарственным средствам. То есть на рекламирование лекарства как товара — так как реклама лекарств в целом законом не запрещена.
Разрекламированные лекарства сами по себе уже создают у покупателей представление о преимуществах препаратов. Поэтому отношение граждан к рекламируемым ЛС является необъективным: сам факт рекламы уже выделяет рекламируемое лекарство из других лекарственных средств.
Представляется, что в том случае, когда лекарства перестанут быть объектом рекламирования, возрастет роль фармацевтического работника. Сотрудники аптеки превратятся из продавцов в полноценных фармацевтов, которые будут оказывать покупателю профессиональную консультативную помощь в выборе лекарства.