22.11.2024 Издается с 1995 года №10 (367) окт 2024 18+
22.11.2024 Издается с 1995 года №10 (367) окт 2024
// Тема номера

Самое опасное — ограничение рентабельности фармпроизводства

В текущем виде механизм регулирования цен на препараты перечня "жизненно важных" действительно содержит в себе ряд проблемных моментов.

Беспалов Николай
Директор по развитию RNC Pharma

Которые, впрочем, связаны не столько с особенностями методики регистрации и перерегистрации цен, сколько с тем фактом, что в рамках списка ЖНВЛП совмещаются сразу несколько функций.

С одной стороны, перечень гарантирует минимальный набор жизненно важных препаратов и определяет их правила закупки, с другой — служит ориентиром для программ импортозамещения. И, наконец, он выступает базовым документом регулирования цен на лекарства.

Все эти функции, естественно, периодически вступают в противоречие. Совместить их весьма непросто.

Кроме того, тот уровень цен, который в настоящее время установился на рынке, не устраивает регуляторов. По некоторым препаратам цены в России действительно выше, чем в других сопоставимых странах. Подобные факты некоторое время назад обнаруживала ФАС, ведомство проделало в этом отношении большую работу и действительно смогло добиться сокращения зарегистрированных цен на отдельные позиции ЛП.

Более того, существующая методика установления предельных наценок на лекарственные препараты в оптовом сегменте и в рознице способствует тому, что с рынка постепенно вымываются самые доступные по цене лекарства — их реализация оказывается невыгодной для участников системы товародвижения. Эта ситуация особенно обострилась в период экономического кризиса, когда из–за резкого падения рентабельности производства многие производители начали отказываться от производства дешевых ЛП. На тот момент звучал ряд предложений по изменению подходов к регулированию цен на недорогие препараты, но в итоге острая фаза проблемы, можно сказать, "рассосалась" сама собой после стабилизации экономической ситуации. Хотя процесс вымывания дешевых препаратов идет и сейчас…

Как я уже сказал выше, очень сложно совместить "в одном флаконе" реализацию тех разных задач, которые стоят перед перечнем ЖНВЛП. Кроме того, нельзя выработать единые правила для отечественных и иностранных компаний, а также для производителей оригинальных и воспроизведенных препаратов. Здесь есть сугубо технические нюансы, которые придется учитывать.

В целом, новый подход в отношении необходимости сопоставления цен на лекарства, зарегистрированные в нашей стране, с аналогичным показателем в референтных странах имеет право на существование. Однако при этом важно, чтобы все участники рынка имели доступ к исходной информации и оперировали одними и теми же показателями – это позволит избежать разночтений при формировании цены. Иными словами список референтных стран, с которыми проводит сопоставление Федеральная антимонопольная служба, должен быть известен участникам рынка.

Самую большую опасность представляет норма, которая предполагает ограничение рентабельности производства у отечественных компаний, производителей оригинальных препаратов. Государство не должно устанавливать подобные ограничения, поскольку это может привести к фактическому разрушению инвестиционных планов компаний и поставить их в условия, при которых разработка новых продуктов станет невыгодной. Это очень опасная мера, которая получила, к слову, отрицательный отзыв специалистов ФАС и, скорее всего, принята не будет.

Какой должна быть процедура регулирования цен, чтобы она была полезна для пациента и фармацевтики?

Все нюансы учесть будет почти невозможно. Помимо сказанного выше, было бы правильным устанавливать не предельный размер наценок на лекарства, а некий фиксированный размер вознаграждения за реализацию той или иной упаковки препарата.

Такая возможность сейчас тоже обсуждается. Она могла бы несколько уравнять в правах производителей дорогих и дешевых препаратов, но кардинально систему не изменит. Вознаграждения, которые выплачивают производители аптекам и оптовикам, просто сместятся в область маркетинговых соглашений.

Никаких предпосылок к тому, что в ближайшие годы по причинам ценового регулирования возникнет дефицит тех или иных препаратов, мы не видим. Даже если новые правила регистрации цен будут приняты в первоначальном виде. Это затормозит дальнейшее развитие отечественного фармпрома в отношении появления новых лекарств, оригинальных и импортозамещающих, но к дефициту не приведет. На российском фармрынке огромное разнообразие — сейчас скорее есть проблема с выбором, а не с дефицитом.

Как мне кажется, сегодня проблем как таковых нет: ведется обсуждение новой методики. И Минздрав, и ФАС России активно участвуют в дискуссии. И к мнению отрасли, насколько могу судить, регуляторы прислушиваются. Все инструменты для того, чтобы донести свою позицию, у отрасли есть: и профильные ассоциации, и СМИ.

Специализированные
мероприятия