Слышать и слушать — разные действия…
Максимкина Елена Анатольевна
Вице-президент по развитию ААУ «СоюзФарма», зав. кафедрой УЭФ фармфакультета Первого МГМУ им. И.М. Сеченова, д.фарм.н., проф.
Помимо этого, важнейшими задачами Ассоциации являются: содействие в организации и проведении социально значимых программ; активное участие в развитии системы фармацевтической помощи населению и инновационных решений, связанных с системой лекарственного обеспечения, направленных на улучшение качества жизни граждан (нации); организация и проведение конференций, семинаров и прочих обучающих и просветительских мероприятий; взаимодействие с представителями государственной власти и органов управления; укрепление сотрудничества с общественными, профессиональными организациями и объединениями; юридическая и консультативная поддержка членов Ассоциации; представление и защита корпоративных интересов аптечных организаций в отношениях с третьими лицами; организация неформального общения и досуга руководителей аптечных организаций, иных программ и мероприятий.
Наличие профессиональных объединений – один из признаков «идеальной профессии», поскольку это свидетельствует о том, что имеющие отношение к профессии демонстрируют резко выраженное чувство идентификации и принадлежности к своей профессиональной группе. Наибольшим успехом профессиональных организаций является то, что государство признает их право на существование и подтверждает необходимость сочетания механизмов государственного регулирования и саморегуляции фармацевтического рынка. Предпосылки передачи Ассоциациям части регуляторных функций уже обозначены Федеральными законами «О саморегулируемых организациях», «Об основах охраны здоровья граждан в РФ».
В число таких функций могут войти:
- лицензирование фармацевтической деятельности;
- аккредитация и аттестация фармацевтических кадров;
- контроль за фармдеятельностью;
- участие в разработке нормативно-правовой документации;
- повышение квалификации специалистов и др.
Обернется ли расширение процессов саморегулирования на фармрынке благом или злом будет зависеть, в первую очередь, от качества профессиональных объединений. Насколько они смогут быть свободны от лоббирования интересов отдельных членов?
Мы уже были свидетелями возможности противоречий внутри ассоциации, приведших к созданию в противовес Российской ассоциации аптечных сетей некоммерческого партнерства «Аптечная гильдия».
И как будут вести себя члены доминирующей организации в отношении конкурентов, если к фармацевтическим объединениям будет применена следующая норма: «При наличии на территории субъекта Российской Федерации нескольких медицинских профессиональных некоммерческих организаций, в каждой из которых численность врачей превышает 25 процентов от их общей численности на территории субъекта Российской Федерации, функции… осуществляет медицинская профессиональная некоммерческая организация, имеющая наибольшее количество членов»?
Консолидации между организациями, представляющими интересы идентичных членов, мешает конкуренция, борьба за влияние, а там, где они не слишком пересекаются, – недостаточная общность превращается в недальновидность руководства. Региональные ассоциации испытывают боязнь утратить свое значение, став частью федеральных ассоциаций, при этом признавая, что само значение ограничивается сугубо отдельным регионом. Но главный эффект консолидации – возможность объединения усилий и повышение степени достижения результата. Мне очень нравится высказывание известного польского писателя Ежи Леца: «Люди, объединяйтесь, ноль ничто, два нуля уже кое-что».
Главное направление нашей работы в текущем году – усиление влияния за счет количественного и качественного роста ААУ «СоюзФарма», изменений и развития внутри Ассоциации. С этой целью нами проведен социологический опрос наших участников, планируется мониторинг по отдельным аспектам деятельности (кадровая политика, управление ассортиментом, организация хранения и др.) и проведение целого ряда рабочих совещаний на базе аптечных организаций в регионе с использованием технологий удаленного доступа. Традиционно мы проводим региональные конференции: в этом году они пройдут дополнительно в 6 новых городах (Киров, Астрахань, Воронеж, Самара, Уфа, Оренбург). Также будем активно участвовать в актуализации создаваемой и существующей институциональной среды фармрынка.
Без сомнения, голос профессиональных организаций законодатель слышит. В 2011 г. только нашей ассоциацией «СоюзФарма» в различные инстанции было направлено более 100 обращений и предложений в рамках реализации задач уставной деятельности.
Однако слышать и слушать – разные действия. Слышать – значит иметь физическую способность воспринимать воздействие звуковых волн на барабанную перепонку, и не более того. Во время слушания происходит интеллектуальная деятельность, требующая специальных умственных усилий. У некоторых человеческих особей различие между физическим и интеллектуальным началом столь велико, что действительно начинаешь верить – и человек со слухом может быть глухим.
Исследование коммуникаций идентифицирует две основные категории слушания: социальное и активное. Социальное слушание – неформальный тип слушания, характеризующийся низкими уровнями когнитивной (интеллектуальной/познавательной) активности и концентрации внимания. Чаще всего данный тип ассоциируется с повседневными бытовыми разговорами и/или развлечениями.
В отличие от социального, активное слушание – форма серьезного слушания, требующая развития способности воспринимать, перерабатывать и адекватно откликаться на получаемые сообщения. Данный тип слушания требует высокого уровня концентрации и когнитивных навыков.
Анализируя результаты взаимодействия с государственными органами, чаще приходится сталкиваться с процессами физического восприятия звуковых волн и социального слушания.
К нам до сих пор не прислушались в вопросах:
- повышения престижа и статуса фармацевтической профессии и деятельности (не может и не должна фармацевтическая деятельность рассматриваться исключительно как торговая, поскольку это и деятельность по охране здоровья граждан);
- особого режима регулирования конкурентной среды фармацевтического рынка;
- расширения перечня основных специальностей в соответствии с имеющимся рынком труда;
- приведения в соответствие нормативно-правовой базы по должностям и функционально-должностным обязанностям специалистов с высшим и средним фармацевтическим образованием;
- установления преференций для аптечных организаций, имеющих в ассортименте лекарственные препараты, требующие дополнительных затрат на хранение и учет, и т.п.;
- возврата к практике контроля за лекарственным обеспечением сельского населения аптекой, имеющей в штате фельдшера ФАП, и др.