21.11.2024 Издается с 1995 года №10 (367) окт 2024 18+
21.11.2024 Издается с 1995 года №10 (367) окт 2024
// Тема номера

Спасти аптеки от ритейла может лишь руководство страны

Очевидно, что пиар-кампания по вытеснению аптек с рынка — заказ ритейла. Его представители заинтересованы, чтобы торговля лекарствами переехала к ним. По этой же причине в поддержку передачи лекарственных препаратов неспециализированной рознице выступают и часть государственных деятелей, и некоторые СМИ.

Саверский Александр Владимирович
Президент Лиги защитников пациентов

Травля аптек — обычная пиар-акция. Аптеки не обладают таким сильным лобби, как ритейл. Во-первых, их лобби — специализированное. Во–вторых, их попросту меньше, чем представителей торговли.

Чтобы защитить аптеки, Минздраву придется принимать более жесткую позицию. Пока он успешно борется, но насколько его хватит? А у ритейла интерес к вопросу постоянный. И поэтому давление с его стороны будет постоянным. Вероятность того, что когда–нибудь кто–то «прогнется» и уступит требованиям неаптечной розницы, очень и очень высока. Вопрос лишь в том, когда это произойдет.

Но, возможно, руководители высокого ранга все же защитят фармацию и не допустят их уничтожения. Меры принимать должно именно государство, а не аптеки. Проблема их преследования может быть решена только на государственном уровне. По сравнению с СССР, в современной России резко изменились приоритеты и интересы. Из–за некоторых государственных решений функции врача попадают к провизорам. Например, когда врачей обязали выписывать рецепты исключительно по МНН, не указывая торговое наименование, выбором препарата (а соответствовать одному МНН могут десятки лекарств) стал заниматься провизор. В тех случаях, когда задача сотрудников аптеки не вылечить, а продать, мы получаем проблему. Коммерческий интерес приводит к тому, что пациент вместо полезного для него лекарства приобретает дорогой, но не обязательно эффективный препарат.

От кого нужно защищать аптеки? От ритейла! Необходимо на государственном уровне выразить волю, что никакие лекарства переезжать в неспециализированные учреждения не будут. Не на уровне профильного министерства — Минздрава, а на высшем уровне. Президента или премьер–министра страны.

Сегодня мне не нравится роль аптек в реализации БАД. Благодаря тому, что эти добавки продаются в аптеках, у пациента поневоле возникает ассоциация с медицинскими препаратами. И аптеки, поскольку в наше время они являются точками торговли, способствуют появлению таких ассоциаций. Но это не проблема аптек. Не аптеки должны решать ее! Их задача — торговать. Государство допустило ошибки, и поэтому аптеки вынуждены этим пользоваться. Не воспользуешься ты, воспользуется твой сосед. И твоя аптека закроется.

Мои пожелания аптекам: выстраивать более прозрачный бизнес, быть объективными, не допускать ошибок. В противном случае они сами дают повод, чтобы ритейл «тыкал в них пальцем»: «А вы сами такие же».

Специализированные
мероприятия