04.12.2024 Издается с 1995 года №11 (368) ноя 2024 18+
04.12.2024 Издается с 1995 года №11 (368) ноя 2024
// Тема номера

Специалист и работодатель: поиск друг друга

В фармацевтическом сообществе гуляет анекдот. В аптеке посетитель спрашивает у молодого провизора, есть ли в продаже витамин В12. "На данный момент нет, — отвечает сотрудница, — но вы можете купить два флакона В6". Это "было бы смешно, когда бы ни было так грустно" (напомним классика).

Несмотря на значительное количество выпускников фармацевтических и медицинских вузов, специалистов не хватает. Одни не идут работать по специальности, не видя для себя перспектив карьерного роста. Полученные другими знания оставляют желать лучшего не только из–за нежелания или несерьезного отношения к учебе вчерашнего студента, но и "отстающей" системы профильного образования в целом.

И в публичном пространстве, и в частных разговорах регулярно высказывается мысль, что система образования консервативна, изменения происходят медленно. Где–то продолжают учить по устаревшим методикам, где–то мало внимания уделяют современным методам исследований, зачастую вузам просто не хватает физических и финансовых возможностей, чтобы подготовить несколько десятков узких специалистов для определенного производства.

Директор Департамента лекарственного обеспечения и регулирования обращения медицинских изделий Минздрава России Елена Максимкина, выступая на мероприятии, организованном АРФП, горько заметила: "Игроки лекарственного рынка привыкли рассматривать проблему только с одной точки зрения. С точки зрения работодателя. Между тем, любое сотрудничество — это взаимодействие", — и привела пример из жизни. В Первом МГМУ им. И.М. Сеченова появились новые магистерские программы. Их отправляли в другие вузы, фармпроизводителям, профессиональным ассоциациям… В ответ на многочисленные письма «Первый мед» получил всего два замечания. Большинство представителей фармотрасли не пожелало улучшить систему профессионального образования. Ту самую, которую фарма привыкла критиковать. "Так чего же хочет отрасль?" — спрашивает представитель Минздрава. Cпросим и мы у участников темы номера МА.

Как считает наш эксперт, ректор Санкт–Петербургской химико-фармацевтической академии (СПХФА) Игорь Наркевич, "надо выстраивать систему и понимать, на какие запросы откликаться сиюминутно. Например, не хватает специалистов в области спектральных методов исследований. Почему мы не готовим? Потому что лаборатории для их подготовки стоят 30–50 миллионов рублей при минимальном оснащении. Мало оснастить, нужны преподаватели, надо разработать образовательные программы, набрать студентов и только через 5 лет получить специалистов". Чтобы готовить кадры нового уровня, которые соответствовали бы потребностям интенсивно развивающегося российского фармацевтического рынка, и, собственно, поставляющей на него продукцию фармпромышленности, требуются совместные усилия работодателей и вузов. Система классического профильного образования попросту не поспевает за отраслью.

Но, несмотря на регулярно высказываемые представителями фармы недовольство и озабоченность в отношении новых кадров, ни одно предприятие не закрылось, ни один проект по такой причине, как отсутствие кадров, не сорвался (здесь обычно "стараются" чиновники, затягивая с выдачей документов и т.п.). Отрасль взяла вопрос образования в свои руки.

Практически у каждой крупной фармкомпании (как иностранной, так и российской) есть свои образовательные проекты для молодых сотрудников, различные курсы подготовки, повышения квалификации, программы взаимодействия с профильными учебными заведениями.

Например, программа компании Pfizer "Больше, чем образование" направлена на профессиональное развитие и повышение квалификации студентов и специалистов российской фарминдустрии. Она стартовала на базе СПХФА в марте 2012 г. Образовательная программа компании — это 297 часов лекций, затрагивающих различные аспекты фармацевтической индустрии, от разработки препаратов и клинических исследований до вопросов производства и обеспечения качества; свыше 280 студентов, получивших именные сертификаты; возможность для лучших студентов пройти летнюю стажировку на зарубежных предприятиях Pfizer в Ирландии, Турции и Великобритании, а также применить полученные знания в научно–исследовательском центре компании в г. Гротоне (США).

Сотрудничает Pfizer и c МГУ им. М.В. Ломоносова, слушателям предоставляют несколько образовательных модулей, а также оборудована специальная аудитория для проведения вебинаров и прямых трансляций лекций со всего мира с возможностью многоканальной конференц–связи.

В конце апреля этого года компания MSD, известная как Merck & Co. в США и Канаде, и Первый МГМУ им. И.М. Сеченова объявили о сотрудничестве в области подготовки врачей, провизоров и специалистов сферы обращения лекарственных средств. В рамках сотрудничества медицинскому университету передан на некоммерческой основе электронный учебный курс "Разработка лекарственных средств и фармакология", разработанный Йельским университетом (США) совместно с MSD.

Учебный курс состоит из 5 модулей, разбитых на 19 занятий. Он охватывает широкий круг вопросов создания и разработки лекарственных средств: появление идеи препарата, проведение доклинических и клинических исследований, организация процесса регистрации, проведение пострегистрационных исследований.

С сентября 2015 г. электронный учебный курс "Разработка лекарственных средств и фармакология" будет включен в программу подготовки студентов, а также в программу магистратуры и последипломной подготовки специалистов в рамках Института профессионального образования университета. По словам ректора Первого МГМУ им. И.М. Сеченова Петра Глыбочко, "сотрудничество с MSD позволит дополнить образовательные программы различных факультетов в соответствии с современными потребностями отрасли". Напомним, что ежегодно Первый МГМУ им. И.М. Сеченова выпускает более 1300 специалистов, в т.ч. 340 провизоров–фармацевтов.

По условиям соглашения компания MSD сохраняет за собой право передавать электронный учебный курс "Разработка лекарственных средств и фармакология" другим учреждениям высшего образования. Курс уже успешно включен в образовательную программу Санкт–Петербургской государственной химико-фармацевтической академии.

В апреле этого года в стенах СПХФА прошла V Юбилейная Всероссийская научная конференция студентов и аспирантов с международным участием "Молодая фармация — потенциал будущего". Конференция вошла в утвержденный план наиболее значимых мероприятий образовательной и воспитательной направленности в вузах, находящихся в ведении Минздрава России, и стала площадкой, где будущие специалисты встречаются со своими потенциальными работодателями.

Аспиранты и студенты старших курсов СПХФА, а также профильных вузов из других российских городов представили результаты своих исследований в рамках подготовки дипломных работ на актуальные темы — от математического моделирования при разработке лекарственных средств и инновационных подходов в биотехнологии до гуманитарных проблем науки и фармобразования и региональных моделей лекарственного обеспечения населения, а также проблем фармпроизводства.

Автору статьи, корреспонденту МА, принявшей участие в работе конференции, хотелось бы отметить несколько деталей. В академии была приятная доброжелательная атмосфера, как в отношении гостей мероприятия, так и между преподавателями и студентами. Да, последние в своих докладах иногда пользовались устаревшей информацией, что говорит о неопытности в плане поиска источников, кто–то путался в простых для их уровня образования понятиях (например, в Перечне ЖНВЛП неправильно обозначили количество МНН и ЛС, подменив эти два понятия), кто–то до конца не разобрался, а для чего, собственно, провел свое исследование, понимая его нужность где–то на уровне интуиции, но не зная, как применить на практике... Но в целом молодая фармация продемонстрировала достойный уровень знаний, интеллигентность, которую описать невозможно, но которая чувствуется сразу, как культурный код. Автор ни разу не слышала в кулуарах нецензурных слов, пустых разговоров, не видела неподобающего поведения и прочего, в чем постоянно обвиняют современную молодежь. Студенты откликнулись на просьбу МА рассказать о своих планах в профессии, искренне (надеемся) и четко ответив на поставленные вопросы. А разве все вышеперечисленное не показатель качества студентов, молодых специалистов, которые придут в скором времени в фармацевтическую отрасль?

Ни высокомерия, ни подобострастия не заметно было между теми, кто обучает, и теми, кого обучают. Одна из участниц конференции рассказала об итогах своего исследования уровня удовлетворенности студентов 5–го курса качеством обучения в СПХФА.

Щекотливая тема обсуждалась в присутствии ректора СПХФА Игоря Наркевича. Оказалось, что по некоторым параметрам (общежитие, размер стипендии, состояние лабораторий) удовлетворенность эта оказалось не столь высокой, но обусловлена она тем, что состояние перечисленных атрибутов вуза зависит от финансирования. А вот атрибуты вуза, косвенно или напрямую отражающие качество образования (профессорско–преподавательский состав, мнение работодателей, академическая репутация), получили высокие отзывы респондентов. Ректор признал, что у вуза есть проблемы, и надеется, что и в дальнейшем они будут решаться вместе со студентами. "Мы хотим слышать друг друга: администрация и студенты. Обратная связь нужна, иначе комфортную среду не удастся построить", — сказал И. Наркевич.

Чуть ранее, в конце января этого года, на базе СПХФА прошла уже IV Всероссийская студенческая фармацевтическая олимпиада — образовательный проект Ассоциации Российских фармацевтических производителей (АРФП). В олимпиаде участвовали 28 команд (105 девушек и 35 юношей) из разных регионов России, представляя все ведущие российские фармацевтические кластеры. За победу в конкурсах боролись также сборные команды из Беларуси и Казахстана.

В оргкомитет олимпиады вошли представители Минпромторга и Минздрава России, Росздравнадзора, администрации Санкт–Петербурга, ФСКН, РСПП, ТПП, Совета ректоров медицинских и фармацевтических вузов России. Партнерами ВСФО-2015 стали такие известные компании, как "Новартис", "Р–Фарм", "Фармконтракт", "Биокад", "Ново Нордиск", "Полисан", "Герофарм", "Такеда", "Петровакс", Stada CIS, "Лонг Шенг", "ФармЭко".

Задача олимпиады — выбрать лучших из лучших. По итогам единого конкурса олимпиады по специальности "Фармация" 1–е место заняла команда фармацевтического факультета Ярославского государственного медицинского университета. На 2–м месте — студенты Витебского государственного университета. 3-е место досталось команде Санкт–Петербургской химико–фармацевтической академии. Были объявлены и победители в конкурсе по специальности "Фармацевтическая технология".

Специальные призы от АРФП за "Лучший старт" и "Волю к победе" достались командам из Орловского государственного университета и Пермской государственной фармацевтической академии. Местом проведения V Олимпиады выбрана Московская обл.

Президент химико–фармацевтического холдинга "Фармконтракт" Сергей Быковский считает, что сотрудничество с профильными вузами становится частью социальной политики фармкомпаний, отмечая, что и набор, и конкурс в фармацевтические и медицинские вузы увеличился в последнее время. "Раньше молодежь шла в первостольники и медпредставители, сейчас прикладная работа стала ребятам интереснее. Во-первых, появились предприятия, куда можно пойти работать. Во–вторых, молодые люди, приходя в вуз, уже четко понимают, что они хотят от профессии и какую именно профессию хотят приобрести. И мы им в этом помогаем", — говорит глава компании. "Фармконтракт" реализует программу "Всероссийский фармацевтический кадровый резерв", благодаря которой студенты последних курсов профильных вузов проходят подготовку на предприятиях компании. У студентов есть также возможность подрабатывать, изучая практические, технологические аспекты производственного процесса, выполняя функции полноценного сотрудника предприятия, а не рядового стажера. "В наше время, к сожалению, нет кружков и факультативов для студентов. Отсидел на лекции, получил теорию, а руками что-то сделать наш студент не может. Программа поддержки студентов, реализуемая компанией "Фармконтракт", направлена на то, чтобы студент после обучения свободный вечер мог провести в лаборатории или на производстве: разрешаем даже сломать пару приборов, лишь бы понял, как они работают. Мы мотивируем студентов, платим небольшую стипендию", —  рассказывает С. Быковский. Он уверен, что усилия, предпринимаемые его компанией в отношении образования будущих специалистов, приближают отрасль к достижению показателей стратегии "Фарма–2020". Ведь основная задача стратегии — независимость России в производстве лекарственных препаратов. Уже созданы новые рабочие места, фармрынок показывает высокие темпы роста. Мы уже миновали стадию просто упаковки готовых лекарственных препаратов. Сегодня ведущие международные концерны передают нашим фармкомпаниям права на технологии производства современных лекарственных препаратов. Глава "Фармконтракта" убежден, и он не одинок в своем мнении, что российской фармпромышленности уже недалеко и до производства собственных субстанций, с которыми будут работать наши специалисты, возможно, уже сегодня покидающие студенческую скамью.

Как заметил первый вице-президент ОАО "Акрихин" Иван Иванович Тюляев, «они в советское время своих специалистов начинали готовить с младых ногтей, тогда существовала такая программа "предприятие–школа–институт", а конкретно, со старших классов 27-й средней школы в Купавне, когда они привозили туда профессоров Менделеевки для проведения специальных курсов по химии". Потом эта система обучения, как, впрочем, и многое в нашей стране, была утеряна. Но сейчас все возвращается, компания уделяет большое внимание подготовке собственных кадров. "Сейчас "Акрихин", — отметил И.И. Тюляев, — снова переходит вот к той отработанной системе подготовки, немного, правда, измененной. Второй год целевым назначением через Минздрав РФ направляются лучшие выпускники этой школы на обучение в СПХФА, компания оплачивает стипендию, частично проживание и проезд Москва — Санкт–Петербург. Неплохо зарекомендовала себя и программа, не связанная с местожительством в Старой Купавне, т.е. идет набор выпускников из других регионов России на стажировку в течение года на производстве опять же с оплатой проживания и непосредственно труда. По истечении срока стажировки проводится жесткий отбор, но даже те, кто не прошел отбор, уходят с большим багажом знаний и навыков, полученным за время стажировки. Это то, что касается формирования инженерно–технологического звена. Никто не отменял и наставничество. При производстве функционирует учебный специализированный центр, где работники всех направлений проходят обучение, а затем на рабочем месте старший наставник помогает им адаптироваться и набираться навыков".

АПТЕЧНОЕ ЗВЕНО

Год назад в Москве состоялся первый Всероссийский съезд фармацевтических работников. Слишком много проблем на тот момент накопилось в фармотрасли. И одна из них — работа "вхолостую" профильных вузов. Декан фармфакультета Нижегородской государственной медицинской академии Светлана Кононова отметила, что "вузы готовят массу специалистов, лишь единицы из которых работают по профессии. По данным Ярославского фармкластера, из среднего звена им требуется один, а из высшего — четыре специалиста в год". К тому же после окончания вуза через год–два работы в фарморганизациях количество фармацевтов сокращается. Им просто неинтересно работать в аптеках, нет перспектив роста. Их учат и стимулируют лучше продавать, а не оказывать традиционные для аптечных работников услуги.

С. Кононова убеждена, система подготовки фармспециалистов забывает, что она должна готовить профессионалов для оказания медицинской помощи, одним из критериев качества которого является организация лекарственного обеспечения. Сегодня фармацевты и провизоры не всегда отвечают социальным, экономическим, политическим и даже духовным требованиям. От 10 до 15% фармдолжностей занимают люди без специального образования. Отсюда и недоверие населения к консультациям фармацевтов и провизоров. "Интересно ли вам будет учиться, — задается вопросом С. Кононова, — если от вас будут требовать только выдавать на–гора товарооборот?"

Сегодня даже названия некоторых дисциплин устарели, не говоря уже о количестве часов преподавания. "Мы отсталая страна в том плане, что у нас и фармацевт, и провизор выполняют одинаковые функции. Если ничего не менять, все так и останется. Нужна наша консолидация с государственными органами, чтобы принять решения, которые позволят развиваться нашей отрасли или рынку, можно называть по-разному. Мы даже по поводу этой терминологии не можем договориться", — резюмировала С. Кононова.

ОПРЕДЕЛЕНИЕ ГОТОВНОСТИ

На Всероссийском съезде фармацевтов 585 делегатов из 85 российских регионов приняли решение о создании профессионального сообщества — "Национальной фармацевтической палаты". Через несколько месяцев это решение было оформлено документально — учреждена НФП. Одна из последних инициатив Палаты —  разработка критериев первичной аккредитации для выпускников фармвузов.

Начиная с 2016 г. к фармацевтическим работникам, а также к ряду медицинских специалистов будет применяться система аккредитации. Аккредитация специалиста — это процедура определения соответствия готовности лица, получившего высшее или среднее медицинское или фармацевтическое образование, к осуществлению медицинской деятельности по определенной медицинской специальности либо фармацевтической деятельности. Аккредитация специалиста осуществляется по окончании им освоения профессиональных образовательных программ медицинского образования и фармацевтического образования не реже одного раза в пять лет в порядке, установленном уполномоченным федеральным органом исполнительной власти. Такое определение дается в законодательстве.

В мае в Департамент медицинского образования и кадровой политики в здравоохранении Минздрава России был направлен документ, где обозначены критерии первичной аккредитации для выпускников фармацевтических специальностей, разработанные "Национальной фармацевтической палатой", Первым МГМУ им. И.М. Сеченова и РУДН. Критерии были разработаны как для выпускников профильных средних учебных заведений, так и вузов. По словам Елены Неволиной, исполнительного директора НП "Аптечная гильдия", "переход к аккредитации — это введение персональной ответственности врача и фармработника. Первичная аккредитация будет встроена в итоговую аттестацию выпускника и позволит определить, готов ли конкретный выпускник к профессиональной деятельности или нет".

"Список требований к молодым специалистам в отрасли весьма короткий: профильное образование, знание английского языка и способность быстро обучаться», — считают в рекрутинговом агентстве Penny Lane Personnel. Определение готовности молодого специалиста–выпускника к профессиональной деятельности позволит быстрее и эффективнее фармацевтическим компаниям (и не только) «затачивать», по выражению нашего эксперта, специалистов под себя. И тогда "специалиста" из упомянутого нами выше анекдота будет уже невозможно встретить…