Все — в рамках дискуссионной панели "Стратегии лидеров рынка в условиях изменяющейся рыночной среды» на саммите "Фармацевтивческий бизнес в России: перспективный сценарий развития фармрынка на 2016 год".
Прежде всего, участники дискуссии ответили на вопросы модератора Давида Мелик–Гусейнова, директора ГБУ "НИИ организации здравоохранения", о том, насколько поменялось отношение топ–менеджеров в штаб–квартирах компаний к их российским филиалам. Были ли свернуты какие–то проекты? Изменилось ли что–нибудь в стратегии развития?
Данил Блинов, генеральный директор компании "Пфайзер" в России, отметил, что, "если есть доверие и понимание стратегии, любая фармкомпания, большая или маленькая, не будет менять стратегические цели". Стратегия разрабатывается на длительное время. Несмотря на существующие риски, а также такие факты, как численность населения (145 млн человек), демографические проблемы (население стареет), один из самых высоких уровней смертности, отсутствие системы лекарственного обеспечения, статус российского фармрынка как стратегически значимого и конкурентоспособного сохраняется.
"Есть определенный набор сценариев, и именно штаб–квартире решать, что же все–таки делать с рынком или филиалом компании в стране. Нельзя забрать у кесаря кесарево", — сказал Д. Блинов.
Марина Велданова,старший вице–президент компании "Ипсен" по России и СНГ, согласна с мнением коллеги. "Несмотря на курсы валют и потерю рейтингов (российский филиал "Ипсен" закончил 2015 г. третьим по миру, сейчас доля меньше), стратегия не меняется, ни один проект не свернулся», — подчеркнула М. Велданова, добавив, что от сотрудников филиала в штаб–квартире теперь ждут новых тактических способов решения проблем. А между тем, по ее словам, все труднее объяснять регуляторные новеллы, их возможное влияние на рынок. "Чтобы сохранять градус и страсть к инвестиционным инициативам, нам нужно проявлять мастерство. Кошмарить штаб–квартиры вообще бесполезно. Нужно излучать уверенность в себе и знать, что делать, разбираться в том, что происходит", — отметила М. Велданова. Старший вице–президент компании "Ипсен" рассказала, что последние два года треть своего рабочего времени тратит на аналитическую работу, изучая документы, постановления, экспертные мнения. Она уверена, что надо быть готовыми в любой момент к любому сценарию развития, уметь быстро переключаться.
У представителей российских компаний проблемы несколько иные: им и так постоянно приходится переключаться с одного сценария на другой.
Михаил Некрасов, генеральный директор компании "Нанолек", отметил, что в один момент в бюджете компании образовалась, по его выражению, большая дыра. Документ верстался при стоимости евро в 75 руб., а сейчас иностранная валюта стоит 89. В 2016 г. предстоит жесткая экономия. Глава "Нанолека" не сомневается, что для фармпроизводителей настали сложные времена. Субстанции закупаются за валюту за рубежом, государство контролирует цены на часть выпускаемой продукции. При этом цены на лекарственные препараты не могут оставаться прежними, как ожидают в обществе. "Цены пока растут медленно только потому, что у нас есть определенный запас прочности. Но он закончится, и в аптеках не останется лекарств, которые мы производим", — сказал М. Некрасов.
Один лишь Дмитрий Погребинский, генеральный директор дистрибуторской компании ЦВ "Протек", оптимистично оценил положение дел своей компании. "Мы показываем финансовую устойчивость все 25 лет работы нашей компании. Если мы будем к тому же и эффективными, в нас и дальше будут верить инвесторы", — подчеркнул гендиректор "Протека".
ТО ЛИ РЫНОК, ТО ЛИ ОТРАСЛЬ
Еще одной темой для обсуждения стал вопрос "Кто диктует сегодня условия на российском фармацевтическом рынке?".
Дмитрий Погребинский считает, что производитель, Данил Блинов — что государство, которое определяет, какие товары производитель будет продавать по определенной цене. А главными игроками, убежден генеральный директор компании "Пфайзер" в России, должны быть пациент и специалист, именно они должны решать, какие лекарства использовать и по какой цене.
Мария Велданова также считает, что верховодит на рынке государство, производитель уже не диктует цены. "Государство хочет, чтобы лекарства не стоили так дорого, а мы не можем этого сделать, если все кругом дорожает", — подчеркнула она.
Участники дискуссии определили и основные критерии эффективности своего бизнеса, и ответили на вопрос, на рынке они работают или в отрасли.
Д. Блинов считает, что главный критерий — степень удовлетворенности врачами и пациентами качеством препаратов компании "Пфайзер". Все остальное — доля на рынке, финансовые показатели — лишь следствие этого. "Иной раз я попадаю на рынок, причем на Черкизовский, иногда в отрасль", — резюмировал он.
М. Велданова уверена, что основной параметр эффективности — количество пациентов, успешно пролеченных препаратами компании "Ипсен". Она относит фармрынок к системе здравоохранения.
Для М. Некрасова критерий — качество выпускаемой продукции, ориентированное на мировой уровень. Он полагает, что работает и на рынке, и в отрасли.
Д. Погребинский измеряет эффективность исключительно деньгами, поле деятельности называя рынком, но при этом желая быть участником цивилизованной отрасли.