21.11.2024 Издается с 1995 года №10 (367) окт 2024 18+
21.11.2024 Издается с 1995 года №10 (367) окт 2024
// Тема номера

Там, где есть социальный аспект, поддержка нужна как воздух

С нашим предложением смягчить некоторые условия УСН (чтобы аптеке, работающей в этом режиме, было легче выжить), читатель уже немножко знаком. Поэтому хотелось бы подробнее рассказать о факторах, которые привели к нынешней ситуации. Речь не только о сокращении числа возможных вариантов налогообложения.

Преснякова Виктория
Директор СРО Ассоциация независимых аптек, глава Альянса фармацевтических ассоциаций

Первый фактор — падение покупательской способности. Вслед за ним идет на убыль и лекарственное обращение. Людям трудно, они экономят на всем и часто вынуждены отказываться от необходимого лечения, даже если речь идет о недорогом препарате. Количество закрывшихся в минувшем году предприятий и потерявших работу специалистов очень велико.

Второе — старт всеобщей и обязательной маркировки лекарственных средств. Переход к работе с системой МДЛП дался аптекам очень и очень непросто. Было затрачено огромное количество ресурсов — как материальных и финансовых, так и усилий каждого сотрудника, от директора до фармацевта. Да и по сей день маркировка функционирует далеко не идеально — многие технологические вопросы деятельности этой системы ожидают своего решения.

Третье — участившиеся проверки и рост штрафных санкций. Там, где ранее выносили предостережение или замечание, сегодня следует денежный штраф. И, к сожалению, размеры его порой пересматриваются в сторону увеличения.

А ведь понятие малозначительности нарушения, предусмотренное ст. 2.9 КоАП РФ, помогает организациям исправить допущенную ошибку, если она незначительна, но при этом не оказаться на грани (или за гранью) прекращения своей деятельности из-за резкого сокращения бюджетов.

Хотелось бы обратить внимание на постановление Пленума Верховного суда РФ от 24.03.2005 №5. Согласно его положениям, малозначительно то действие или бездействие, которое, хотя по своей форме и содержит признаки административного правонарушения, но по своему характеру, роли нарушителя, а также размеру вреда и тяжести последствий не представляет собой существенного нарушения охраняемых общественных правоотношений.

Именно предупреждение поможет аптеке скорректировать допущенные неточности – и тем самым улучшить доступность фармацевтической помощи, а не сводить ее к нулю.

Четвертое — отсутствие налогового режима, приемлемого для аптечной деятельности. Единый налог был прозрачен и прост в применении: его исчисление не требовало даже дополнительного штата специалистов. И этой простой удобной системы налогообложения мы лишились при запуске обязательной маркировки. В результате фискальная нагрузка на аптечную организацию выросла в 5-8 раз, а в некоторых регионах рост налогов оказался десятикратным.

В ряде субъектов нашей страны (но таких немного) ставку УСН уменьшили. Иногда — на ограниченный срок, на полгода или год. Добиваться таких послаблений, несмотря на всю их необходимость для сохранения фармацевтической помощи, очень и очень трудно — даже от лица профессиональных ассоциаций. Постоянно работая с аптеками по всей стране, мы видим, что многие из них — на грани банкротства... А что будет дальше?

Сейчас появилась определенная надежда на разрешение этого острого вопроса. Нас услышали в Государственной думе. Но процесс работы с нашей инициативой пока еще перед стартовым этапом.

Пятое — монополизация в аптечном сегменте. Сегодня вынуждены уходить именно небольшие аптеки — независимые или работающие в составе малых сетей локального масштаба. А ведь именно малые и средние аптечные предприятия — основа доступной лекарственной помощи, особенно в небольших городах и поселках.

И фактор номер шесть — образ аптеки как врага, к сожалению, сформированный в медиапространстве. Почему–то у нас во всем виноваты аптеки — а их социальную функцию слишком часто не замечают... Но в эпоху пандемии, в период всеобщей тревожности и неуверенности в завтрашнем дне такой стереотип сильно осложняет работу аптечной организации. Люди стали очень раздражительны — и если сравнивать 2021–й с 2020–м, а минувший 2020–й — с позапрошлым 2019–м, очевидно: уровень раздражительности становится выше.

Посетитель не виноват, он живет в состоянии хронического стресса: в одном и том же моменте времени совпало несколько негативных факторов. Но если прибавить к сказанному нехватку фармацевтических кадров (а она сегодня достаточно серьезна), целостная картина оптимизма не вызовет.

Еще два года назад наша ассоциация на всех конференциях и круглых столах поднимала проблему грядущей отмены единого налога. К сожалению, наши опасения подтвердились, и очень хочется надеяться, что люди задумаются. Хотя бы постфактум.

Социальный аспект — а ведь именно его представляет собой фармация — должен все-таки иметь поддержку государства. Важно помочь аптекам эффективно организовать лекарственное обеспечение и помочь на уровне регулирования, а не консультирования. И, может быть, наша идея о корректировке УСН — лишь один из вариантов решения задачи. Возможно, необходимы специальные режимы налогообложения (или их варианты, как в случае с той же упрощенной системой), составленные на базе особенностей работы аптечных организаций. Ведь речь не столько об отпуске продукции, сколько об оказании фармпомощи пациентам.

Необходим комплексный план действий — важно выстроить систему управления лекарственным обеспечением. Не случайно на недавней нашей пресс-конференции слушателями был задан вопрос о возможном восстановлении Главного аптечного управления (те, кто работал в советскую эпоху, помнят, насколько полезной была его координирующая деятельность).

И самое главное, необходимо, чтобы аптечные организации были услышаны. Чтобы у них были определенные льготы — ведь трудно представить себе жизнь человека без фармпомощи. Хочется надеяться на то, чтобы льготы были учреждены, по крайней мере, на региональном уровне. Однако вопрос «Легко ли выжить аптеке в нынешних условиях?» экстренно важен для всей страны в целом.

Специализированные
мероприятия