Беспалов Николай
Директор по развитию аналитической компании RNC Pharma
Вторая проблема — продолжающееся падение доходов населения, которое в т.ч. обусловлено пандемией и ее влиянием на экономическую ситуацию. Третье место я бы отдал проблемам, связанным с внедрением системы маркировки, а это и рост цен на препараты, и перебои, которые происходили в работе системы осенью.
Почему аптек стало меньше?
Основные причины их закрытия находились в сфере доходности. Спрос на российском фармацевтическом рынке в прошлом году сильно изменился. Действительно высокими темпами роста реализации могли похвастаться только отдельные препараты, как правило, противовирусные.
Спрос претерпевал довольно драматичные изменения в отношении ряда групп препаратов. А это были, прежде всего: противовирусные и иммуномодуляторы, антибиотики (в частности азитромицин), глюкокортикостероиды (дексаметазон, преднизолон, метилпреднизолон), антикоагулянты (эликвис, ксарелто и т.д.). По этим препаратам спрос менялся резко, порой в несколько раз, часто возникали перебои в поставках и, естественно, возникала дефектура.
Проблем добавляла и система маркировки. В сентябре-октябре 2020 г. проблемы в работе системы просто не давали продавать даже те лекарства, которые были в наличии. Это тоже приводило к дефициту, поскольку покупатель–пациент не мог получить необходимый препарат.
При этом по большинству наиболее доходных групп препаратов (в основном безрецептурных) спрос либо падал, либо переключался на другие каналы. Так происходило замещение отдельных лекарств... на аналогичные по составу БАД.
Второй важнейший фактор был связан с потерей возможности применять льготный налоговый режим ЕНВД. Для небольших аптечных учреждений эти льготы были основой рентабельности. Доходность в итоге серьезно сократилась, что сделало дальнейшее существование таких аптек либо бессмысленным, либо неинтересным.
Наконец, в рамках первой волны пандемии были вынуждены закрыться аптеки в торговых центрах. Либо они закрывались полностью, либо покупательский поток в них сильно падал. Результат все тот же - работа аптечного учреждения становилась невозможной. Конечно, это был временный фактор, но для отдельных аптечных сетей он оказывался весьма значимым. Приходилось корректировать работу и других точек, в т.ч. "оптимизировать" бизнес путем закрытия отдельных аптек.
Что касается взаимодействий в цепочке доставки лекарственного препарата: глобально здесь все по–старому. Но, конечно, определенные точечные изменения происходят, в т.ч. в работе конкретных дистрибуторов с конкретными аптечными организациями. И конкретных производителей с конкретными дистрибуторами.
Здесь отсрочки становятся меньше — иногда они сокращаются резко, что и наблюдалось в период пандемии. По контрактам от аптек все чаще требуется обеспечение и страхование ответственности. Но эти тенденции появились уже года три назад, если не раньше.
Поэтому к событиям прошлого года они отношения не имеют (хотя они активно использовались и в 2020 г.).
По большому счету, с потерей возможности применять ЕНВД намечается глобальная тенденция к вытеснению единичных аптек и небольших сетей крупным сетевым форматом. Она и без этого происходила достаточно активно, но сейчас активизируется еще серьезнее. Нельзя сказать, что единичные аптеки полностью обречены. Но выживут только те из них, кто сможет занять свою нишу: за cчет специализации (например, наличие отдела ортопедии), формата, выгодной локации (если, конечно, помещение в собственности) и т.д. Роль различных ассоциаций и интернет–сервисов, безусловно, будет расти, но они, прежде всего, отстаивают свои интересы и им всем гораздо интереснее сотрудничать не с единичными аптеками, а с сетями, пусть и относительно небольшими.
Нужно ли поддерживать единичные аптеки специально?
Вопрос открытый. Здесь многое зависит от конкретной региональной специфики. В целом ряде районов такие единичные аптеки выполняют задачи лекарственного обеспечения, и сетевой формат их вряд ли сможет заменить. Закрытие подобных аптек может быть очень серьезным ударом для населения.
В таких случаях единичным аптекам жизненно важны меры поддержки, например, на уровне местных органов власти. Но в том, что эта политика будет каким-то образом претворяться в жизнь, у меня есть серьезные сомнения. Во всяком случае централизованных программ мы скорее всего не увидим...
Если обратиться к цифрам, то на уровне всей нашей страны в целом монополизации аптечного рынка не наблюдается. Доля крупнейшей по итогам 2020 г. аптечной сети "Ригла" составляет 6,4%.
Однако ситуация разнится от региона к региону. Здесь есть примеры, где доля лидера составляет 30-40% (кстати, иногда они связаны с работой государственных структур). Таких примеров в целом относительно немного и отчасти они обусловлены историческими аспектами развития аптечного сегмента, а также объективной экономической ситуацией или географическими особенностями.
Вряд ли можно всерьез рассчитывать победить монополию государственной "Чукотфармации" (Чукотский автономный округ) или "Губернских аптек" (Красноярский край) в силу географических и климатических особенностей региона. Да и нужно ли это? Может быть, наоборот, поддержать развитие этих аптечных организаций?
К тому же, аптеки давным-давно не являются той силой, которая значимо влияет на уровень цен на фармацевтическом рынке. Ценовую политику определяют государство (если речь о ЖНВЛП) и производители. Аптека же в большинстве своем выполняет условия, которые ей диктуются "сверху". Так что здесь какой–то монополизм представить сложно, даже чисто технически.
В горячей дискуссии о ценах сломано огромное количество копий. Подходов много и все они представляют собой некоторую совокупность компромиссов, ведь нельзя организовать систему, которая будет устраивать абсолютно всех. Наиболее логичным было бы стремление к формированию страховых принципов в системе здравоохранения — то самое долгожданное лекарственное страхование. Этот подход позволяет решать массу вопросов, связанных с лекобеспечением, — и социальные задачи, и ряд системных проблем системы здравоохранения (импортозамещение, рациональная антибиотикотерапия, проблема самолечения и т.д.).
Прогноз на 2021–й... Год для фармацевтической розницы предстоит тяжелый, причем если в прошлом году на первом месте была эпидемиология, то в текущем, скорее всего, на первое место выйдут экономические проблемы.
Это, прежде всего, падение доходов населения, расходование сделанных в прошлом году запасов и другие тенденции, которые будут серьезно ограничивать спрос. По самым оптимистичным прогнозам, мы увидим либо нулевую динамику, либо минимальный рост реализации лекарственных препаратов.
Поддержки от регуляторов ждать не стоит. Во–первых, в отрасли такие меры вообще задействованы в очень небольшой степени. Во–вторых, регуляторы полны решимости кардинально перекроить систему рентабельности в фармритейле, в частности, ограничить маркетинговые отчисления. Многие думают, что это коснется только крупных представителей аптечного ритейла. Но на самом деле пострадают как раз небольшие аптеки. Им легче точно не будет.