Только аптека. И никакого аутсорсинга
Организационные моменты очень важны - именно они определяют успех или неуспех любой идеи. Лекарство и фармацевтическая помощь - одна из тех областей, где "мелочей" нет.
Целоусов Дмитрий
Независимый эксперт фармацевтического рынка
Правила дистанционной торговли лекарственными препаратами на сегодня еще не сформулированы. Но очень хотелось бы, чтобы в нормативно-правовой базе для дистанционного отпуска лекарств, т.е. в подзаконных актах, ожидающих своего утверждения, нашли свое отражение нижеприведенные принципы.
Первый — при дистанционной торговле обязательно должна быть ответственность за соблюдение холодовой цепи, рекомендаций, совместимости лекарственных средств, продажу контрафакта и учет препаратов в системе маркировки.
Как это решается: во–первых, обеспеченность аптечной организации техническими средствами для перевозки — термоконтейнеры, термоиндикаторы для контроля температурного режима. Во–вторых, налаженная клиентская поддержка посредством обратной связи с клиентом, заказавшим лекарственный препарат, колл–центр — в обязательном порядке. В–третьих, реализация лекарственных средств только аптечной организацией как непосредственным субъектом системы маркировки.
Второй — на сайте аптеки должен быть исключительно тот ассортимент, который может продаваться в аптеке по закону. Нельзя допускать появление на интернет–странице тех товаров, которые в аптеке продавать нельзя!
Как понять, соблюдается ли такое правило?
Информация о представленных наименованиях аптечного ассортимента должна быть понятной любому посетителю сайта. Покупателю–пациенту необходимо дать возможность отличать лекарство от БАД, сертифицированный товар от несертифицированного импорта, продукт с лечебными свойствами от обычной продукции. Именно поэтому в аптеке нельзя продавать сок, но можно отпускать лечебную воду. Нельзя продавать меховые перчатки, но можно медицинские. Нельзя продавать кулинарный термометр, а вот медицинский — не просто можно, а необходимо.
Важно не размывать границы между интернет–отпуском лекарств и интернет-магазином. Пусть сейчас уже не девяностые, но риск получить вместо фармацевтической помощи "магазин на диване" никуда не исчез. Технологии меняются, а принцип работы остается прежним.
Третий — если уж зашла речь о дистанционной продаже рецептурных лекарств, то здесь обязателен личный контакт специалиста и пациента. Необходима консультация и проверка рецепта. Именно в этом смысл работы аптек и обучения фармацевтов и провизоров.
Исходя из принципа необходимости личного контакта, решается и давно обсуждаемый вопрос: кто должен доставлять лекарства — работник с фармацевтическим или медицинским образованием или курьер?
Если лекарства рецептурные, то доставку медикаментов вправе осуществлять только фармацевт. Доставка неспециалистом возможна при наличии электронного рецепта или другого способа проверить назначение врача, но консультация в таком случае обязательна.
Достаточно ли этого, чтобы защитить пациента? Нет!
Даже доставка безрецептурных препаратов должна сопровождаться соблюдением ряда правил.
И первое правило: никаких сторонних курьерских служб! Сотрудник, доставляющий пациентам лекарственные препараты, должен официально числиться в штате аптеки. Процесс дистанционного отпуска необходимо сосредоточить в руках одного юридического лица - одной аптечной организации. На предприятие, имеющее лицензию на фармацевтическую деятельность, нужно оформить:
- доменное имя аптечного сайта;
- мобильное приложение;
- лицензию на дистанционную торговлю.
Почему это важно?
Сторонняя курьерская служба — это промежуточная логистика, которая уменьшает шансы на соблюдение режима хранения препаратов при перевозке. При этом у "дополнительного звена" доставки нет обязанности соблюдать холодовую цепь и нести ответственность за сохранность лекарств.
Второе правило: хранение и выдача заказов не могут осуществляться точками выдачи без лицензии! Иначе заказанные онлайн лекарства могут пролежать несколько дней и пролежать там, где обязанностей соблюдать режим хранения просто-напросто не установлено.
Не исключена и ситуация, когда заказ одного пациента просто-напросто продадут другому, и человек останется без фармацевтической помощи.
Правило номер три: радиус доставки должен определяться адресом аптечной лицензии. То есть местоположением аптеки. Например, в пределах муниципального образования.
Правило номер четыре: доставка лекарств должна быть бесплатной для пациента или не дороже 100 руб. Можно отменить плату за доставку при соблюдении определенной минимальной суммы заказа — например, 1000 или 1500 руб.
В данном случае безусловно все зависит от набора лекарственных препаратов, который приготовлен к доставке. Надбавка на один из пяти лекарственных средств, цена на которые не регулируется, в принципе окупает доставку. А если учесть маркетинговую составляющую и продвижение, то дистанционка может быть более выгодным решением для аптек.