Мелик–Гусейнов Давид Валерьевич
Директор НП "Центр социальной экономики", к.фарм.н.
Есть моменты, которые провалены в Стратегии, в частности, вопрос, связанный с лекарственным обеспечением, он не раскрыт должным образом. В документе размещена информация, скопированная из другой Стратегии — "Фарма-2025". Оба фрагмента текста содержат информацию, не отвечающую потребностям общества. Этот вопрос надо будет глубоко проработать.
Что касается новшеств в плане финансирования, ни для кого не новость, что денег в здравоохранении не станет больше. Нам придется жить с теми ресурсами, которые мы имеем на сегодня в системе. Они могут, конечно, увеличиться, но не в два–три раза в одночасье, поэтому государство в этой Стратегии предлагает различные форматы подключения альтернативных источников финансирования. В частности, программу ОМС+, которая даст возможность людям, у которых есть деньги и которые хотят больше заботиться о своем здоровье, иметь дополнительный государственный страховой полис и получать услуги на повышенном уровне сервиса, вне очереди, например, или в специализированных медицинских центрах. Эта идея вызывает много споров, но я рад, что она вообще появилась, потому что сидеть на месте и ждать, что ситуация улучшится, ничего для этого не делая, бессмысленно. Даже если идея ОМС+ будет отвергнута, это даст возможность запустить очень честный диалог в обществе, какую систему здравоохранения мы строим, какой уровень качества и эффективности должен у нее быть, кому она должна быть доступна. Сказки о том, что всем все бесплатно, даже ребенок уже понимает, что такого не бывает. Когда говорят о доступности системы здравоохранения, нельзя забывать о солидарности всех тех, кто в этой системе присутствует, о страховых механизмах. Есть люди, заботящиеся о своем здоровье, а есть те, кому этот вопрос неинтересен. В обществе назрел острый диалог. Если параграфы Стратегии не примут, диалог продолжится.
В обсуждении Стратегии участвуют главные внештатные специалисты, аналитики, эксперты, представители организаций здравоохранения, врачи, сотрудники скорой помощи. Все, кто входит в Общественный совет при Минздраве, представляют репрезентативную выборку экспертного сообщества. Очень активны правозащитные организации. Документ нужен, он провоцирует определенный диалог в обществе, пусть даже на повышенных тонах. Мы не умеем общаться между собой должным образом. Главное, чтобы мы шли вперед.
Что касается негативных оценок Стратегии, СМИ крайне интересно раскачать лодку, показать отрицательные моменты. Любое новое у нас как у нации вызывает опасения, страх и агрессию, все это выливается в СМИ, течет из уст уважаемых экспертов. Когда разговариваешь с ними тет–а–тет, они кажутся адекватными, но кому–то выгодно подавать тему в негативном свете. Это неправильно, на мой взгляд. Франция, например, когда обсуждала свою Стратегию развития здравоохранения, а в этой стране построена одна из лучших систем — в рейтинге "Форбс" она занимает место в первой пятерке по своей эффективности — имела разные полюса экспертных мнений и суждений в отношении своей стратегии. В результате двух лет обсуждений приняли ту концепцию, которая устраивала определенную часть экспертного сообщества, не всех.
Не оправдываю, а понимаю, почему у нас такие чиновники. Каждый, кто пытается что-то привнести, даже не будучи чиновником, от бизнеса, например, вкладывает в Стратегию то, что будет выгодно лично ему и его бизнесу. Никто не думает о системе в целом. Со стороны сразу видно, у кого какие интересы. Наверное, лоббизм это хорошо, но, когда речь идет о Стратегии, надо абстрагироваться от своей корысти, создать такой документ, который будет устраивать общество. Я бы призвал людей очень осторожно высказывать свои негативные или позитивные оценки Стратегии, призвал бы убрать весь багаж собственных мотивов, убрать «забронзовелость» в процессе принятия решения.
Не вижу разницы в устройстве государства и корпорации. Когда вижу, как это делается в крупном бизнесе, понятно, что отдел продаж или любой другой не ставились во главу угла всей системы, перетягивали на себя что-то. Стратегия корпорации — это про всю корпорацию. А корпорация работает на единую цель. Она измерима и достижима во времени. У нас же целей много, они разбавляются личными интересами, это неправильно.
В вопросе лекарственного обеспечения мое участие было и на уровне подготовки Стратегии, и на уровне доработки. Каждую свою инициативу я готов подкреплять аналитикой и аргументировать, давать ссылки на лучшие практики как внутри России, так и за ее пределами. За собой я вижу определенный долг, чтобы попытаться улучшить блок информации в Стратегии по лекарственному обеспечению, который на данный момент слаб и декларативен.
Мы не сварим каши, если с болезнью будет бороться только врач. Он ничего не сделает без помощи пациента. А чтобы человек начал лечиться, его нужно замотивировать на это. Я не говорю, что с пациента надо брать деньги или другие технологии применять. Надо изучить опыт, что мы и сделали, других стран, в т.ч. и близлежащих, и попытаться применить его в России. Но то, что сегодня у нас происходит с отношением населения к своему здоровью, это и есть причина бед в нашем здравоохранении. Пока человек не одумается и не начнет вести здоровый образ жизни, никакие финансовые ресурсы нашу систему здравоохранения не спасут.