Руководителям надо начать вкладывать деньги и в товар (ассортимент, ценообразование, автоматизация бизнес-процессов), и в сотрудников.
Сотрудникам же необходимо научиться работать в команде, ценить достигнутое и идти вперед, соразмерно оценивая свои амбиции и возможности-зарплату-знания-навыки. Развиваться самостоятельно, как профессионалу и личности, а не только «под прицелом» коммерческих тренингов, направленных на продажу конкретного товара.
Во время кризиса руководству аптеки и ее сотрудникам особенно необходимо отставить в сторону свои потребительские по отношению друг к другу требования. Работать не по принципу «они мне должны», а «я должен и, поэтому, имею право».
Кризис расставит все на свои места: сильнейшие выживут, более слабые окажутся за бортом. Наверное, на фармрынке кризис скажется в наименьшей степени: лекарства людям нужны всегда, средства на необходимое лечение обычно находятся.
ФАРМПРОМЫШЛЕННОСТЬ
В 2008 году стартовала разработка трех важных для фарминдустрии документов:
- стратегия развития российской фармацевтической промышленности до 2020 года,
- законопроект «О внесении изменений в ФЗ «О лекарственных средствах»,
- концепция лекарственного обеспечения.
Государство обратило внимание на отечественную фарминдустрию, признало ее стратегическую значимость и необходимость повышения ее конкурентоспособности.
Но, несмотря на некий протекционизм по отношению к родной фарминдустрии, государство так и не перешло «от болтовни к делу».
Не решены вопросы перехода фармотрасли на стандарты GMP.
Не принят новый закон «О лекарственных средствах» в части регистрации субстанций и упорядочения процедуры регистрации ЛС.
Все участники рынка выиграют, если бюрократический процесс регистрации препаратов будет упрощен без снижения контроля качества.
Так ожидаемые преференции от государства в виде ориентирования государственных закупок в сторону отечественных ЛС не состоялись.
Не решены вопросы отмены регистрации фармсубстанций.
По мнению российских производителей, до сих пор не решен вопрос о дисбалансе регуляторных требований, создающих им дополнительные препоны.
Не приняты меры по стимуляции экспорта, упрощения вывода импортозамещающей и инновационной продукции на внутренний рынок, приоритетности закупок локально произведенных препаратов.
Кризис внес свои коррективы в намеченные планы. Особенно тяжело сейчас приходится компаниям, живущим на кредиты. Компании приостанавливают разработки новых оригинальных препаратов и клинические испытания. Создание нового продукта требует наибольших вложений.
Вероятно, из-за роста объема финансовых задолженностей в ближайшее время рынку предстоит пройти период слияний и поглощений.
Некоторые специалисты отрасли считают, что происходит смещение вектора концепций развития – излишне муссируются концепции баланса взаимоотношений отечественных и иностранных производителей. Вместо того чтобы заняться постановкой и реализацией глобальных вопросов – «концепции увеличения продолжительности жизни населения страны». Вполне резонное утверждение, т.к. потребителю в конечном итоге все равно, какой препарат он принимает, главное, чтобы был эффект.
ДИСТРИБУЦИЯ
Сегодня в России более 70% стоимостного объема продаж дистрибьюторов составляет зарубежная продукция. В связи с кризисом ожидается снижение оборота у большинства игроков фармрынка. Прежде всего с проблемами столкнутся компании, пользующиеся кредитными средствами и не имеющие свои оборотные. Дистрибуцию также ждут слияния и поглощения.
Ассортимент сместится в сторону дешевых российских препаратов. В регионах ожидается падение потребления лекарств.
Дистрибьюторы ждут изменения ситуации с государственными тендерами. Нередки случаи, когда тендер проводится с учетом старой цены препарата, хотя цена уже успела измениться. Компании отказываются продавать товар по более низкой цене, поэтому отказываются участвовать в тендерах. В результате льготные категории граждан остаются без необходимых лекарств.
ФАРМОБРАЗОВАНИЕ И НАУКА
Для того чтобы наладить ситуацию в системе здравоохранения, прежде всего необходимы денежные вливания в науку, в кадры, в техническое оснащение НИИ и производств, которое на сегодняшний день находится в плачевном состоянии.
В системе фармацевтического образования за прошедший год был разработан проект нового стандарта профессионального обучения. Его реализация позволит привести систему фармобразования в России в соответствие с современными требованиями динамично развивающегося рынка труда, создать механизмы устойчивого развития образования и позволит безболезненно интегрироваться в европейское образовательное пространство.
Высшую школу страны в последнее время «рвут» на разные «части», пытаясь сделать ее многоступенчатой – сначала диплом бакалавра («неоконченное высшее образование»), затем специалиста. Многие ведущие вузы страны отказались от такого нововведения.
Фармацевтический факультет ММА им. И.М. Сеченова всегда выступал за сохранение целостности образовательного статуса выпускника медицинского и фармацевтического вуза как «специалист», без промежуточного уровня подготовки по программе «бакалавр».
ИТОГО
Сейчас на первый план выходит выработка плана антикризисных мероприятий, направленных на обеспечение оперативного взаимодействия между основными участниками рынка и сохранения стабильности поставок лекарств для населения страны.
Вполне очевидно, что для преодоления кризиса и дальнейшего движения вперед и решения проблем отрасли необходима солидарность всех участников фармрынка. Специалисты уже отмечают, что отсутствие решения задач отрасли объясняется «отсутствием реального консенсуса фармсообщества», нежеланием работать вместе и работать активно. Мы привыкли «безропотно воспринять спущенную сверху концепцию» и не пытаемся, «не перетаскивая одеяло на себя, внести свой активный вклад в ее разработку».
Значит, начать надо с себя. А время и кризис диктуют перемены, что способствует в значительной степени очищению.