В центре внимания проверяющих — цены на ЛС
Беспалов Николай
Директор по развитию аналитической компании RNC Pharma
В 2009 г. вступил в силу Федеральный закон от 26.12.08 №294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля". С тех пор он претерпел массу изменений, тем не менее, именно он определяет основные подходы к возможности проведения проверок юридических лиц и ИП, в т.ч. и проверок аптечных учреждений.
Прежде всего, надо сказать, что проверки бывают плановыми и внеплановыми. Плановые проверки можно проводить не чаще, чем раз в 3 года. О них можно узнавать на сайте Генеральной прокуратуры РФ, где публикуется соответствующий реестр, в котором указывается название юридического лица и собственно цель проверки. Внеплановые проверки проводятся в случае нарушения прав потребителей и наличия соответствующих обращений (например, если кто-то из посетителей приобрел некачественный товар и написал соответствующее обращение с просьбой провести проверку), при выявлении обстоятельств, угрожающих здоровью и жизни потребителей, и т.д.
В наши дни проверяющие уделяют наиболее пристальное внимание, естественно, процессу ценообразования на лекарства в аптеках. Тщательно изучается порядок формирования цен на препараты из списка ЖНВЛП. Этот процесс всегда активизируется в момент кризисов, и, соответственно, в результате проверок выявляется значительное количество нарушений.
Еще одна наиболее распространенная проблема аптек — отпуск без рецепта рецептурной продукции. Этот вид нарушений распространен практически повсеместно. И, по большому счету, пока в системе здравоохранения не произойдут определенные изменения, ситуация вряд ли изменится.
Что касается штрафов… Если говорить о нарушении порядка ценообразования, суммы весьма чувствительные. Так, в КоАП в статье 14.6. "Нарушение порядка ценообразования" предусмотрены следующие виды наказаний за превышение установленного уровня цен: наложение административного штрафа на граждан в размере пяти тыс. руб.; на должностных лиц — пятидесяти тыс. руб. или дисквалификацию на срок до трех лет; на юридических лиц, к которым относятся и аптеки, – в двукратном размере излишне полученной выручки от реализации товара (работы, услуги) вследствие неправомерного завышения регулируемых государством цен (тарифов, расценок, ставок и тому подобного) за весь период, в течение которого совершалось правонарушение, но не более одного года.
Штраф за безрецептурный отпуск рецептурных ЛС может быть назначен по пункту 4 статьи 14.1 КоАП "Осуществление предпринимательской деятельности с грубым нарушением условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией)". Это подразумевает наложение административного штрафа на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, в размере от четырех тыс. до пяти тыс. руб. или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток; на должностных лиц — от четырех тыс. до пяти тыс. руб.; на юридических лиц — от сорока тыс. до пятидесяти тыс. руб. или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.
Для аптечной организации штраф в размере 40 или 50 тыс. руб. — довольно серьезное наказание. Не говоря уже о приостановлении деятельности на 90 суток — это фактически означает закрытие аптеки. Другое дело, что правоприменительная практика в сфере нарушений рецептурного отпуска развита довольно слабо.
Аптекам хотел бы, прежде всего, посоветовать стараться не нарушать закон и внимательно изучать существующую нормативно–правовую базу. Однако это далеко не всегда возможно: бывают случаи, когда нормативно-правовая база меняется, а фармация в силу каких–то причин не может перейти на новые требования.
Например, в 2012 г. были изменены требования к обеспечению аптек пандусами. Все бы ничего, но в ряде ситуаций это технически невозможно было сделать! А аптеки получали штрафы. Справиться с проблемой помогли общественный резонанс и многочисленные обращения с просьбами обжаловать такие решения.
Не надо стесняться требовать от проверяющих четкого соблюдения процедуры, просить, чтобы они предоставили необходимые акты и т.д. Это ваше право!
Многие успешно обжалуют необоснованные претензии сотрудников контрольных органов. Бывает и так, что проверка ошибается.