22.09.2024 Издается с 1995 года №8 (365) авг 2024 18+
22.09.2024 Издается с 1995 года №8 (365) авг 2024
// Тема номера

В центре внимания проверяющих — цены на ЛС

В общем и целом дела с контролем работы аптечных учреждений сейчас обстоят гораздо лучше, чем еще лет семь назад.

Беспалов Николай
Директор по развитию аналитической компании RNC Pharma

В 2009 г. вступил в силу Федеральный закон от 26.12.08 №294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля". С тех пор он претерпел массу изменений, тем не менее, именно он определяет основные подходы к возможности проведения проверок юридических лиц и ИП, в т.ч. и проверок аптечных учреждений.

Прежде всего, надо сказать, что проверки бывают плановыми и внеплановыми. Плановые проверки можно проводить не чаще, чем раз в 3 года. О них можно узнавать на сайте Генеральной прокуратуры РФ, где публикуется соответствующий реестр, в котором указывается название юридического лица и собственно цель проверки. Внеплановые проверки проводятся в случае нарушения прав потребителей и наличия соответствующих обращений (например, если кто-то из посетителей приобрел некачественный товар и написал соответствующее обращение с просьбой провести проверку), при выявлении обстоятельств, угрожающих здоровью и жизни потребителей, и т.д.

В наши дни проверяющие уделяют наиболее пристальное внимание, естественно, процессу ценообразования на лекарства в аптеках. Тщательно изучается порядок формирования цен на препараты из списка ЖНВЛП. Этот процесс всегда активизируется в момент кризисов, и, соответственно, в результате проверок выявляется значительное количество нарушений.

Еще одна наиболее распространенная проблема аптек — отпуск без рецепта рецептурной продукции. Этот вид нарушений распространен практически повсеместно. И, по большому счету, пока в системе здравоохранения не произойдут определенные изменения, ситуация вряд ли изменится.

Что касается штрафов… Если говорить о нарушении порядка ценообразования, суммы весьма чувствительные. Так, в КоАП в статье 14.6. "Нарушение порядка ценообразования" предусмотрены следующие виды наказаний за превышение установленного уровня цен: наложение административного штрафа на граждан в размере пяти тыс. руб.; на должностных лиц — пятидесяти тыс. руб. или дисквалификацию на срок до трех лет; на юридических лиц, к которым относятся и аптеки, – в двукратном размере излишне полученной выручки от реализации товара (работы, услуги) вследствие неправомерного завышения регулируемых государством цен (тарифов, расценок, ставок и тому подобного) за весь период, в течение которого совершалось правонарушение, но не более одного года.

Штраф за безрецептурный отпуск рецептурных ЛС может быть назначен по пункту 4 статьи 14.1 КоАП "Осуществление предпринимательской деятельности с грубым нарушением условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией)". Это подразумевает наложение административного штрафа на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, в размере от четырех тыс. до пяти тыс. руб. или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток; на должностных лиц — от четырех тыс. до пяти тыс. руб.; на юридических лиц — от сорока тыс. до пятидесяти тыс. руб. или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.

Для аптечной организации штраф в размере 40 или 50 тыс. руб. — довольно серьезное наказание. Не говоря уже о приостановлении деятельности на 90 суток — это фактически означает закрытие аптеки. Другое дело, что правоприменительная практика в сфере нарушений рецептурного отпуска развита довольно слабо.

Аптекам хотел бы, прежде всего, посоветовать стараться не нарушать закон и внимательно изучать существующую нормативно–правовую базу. Однако это далеко не всегда возможно: бывают случаи, когда нормативно-правовая база меняется, а фармация в силу каких–то причин не может перейти на новые требования.

Например, в 2012 г. были изменены требования к обеспечению аптек пандусами. Все бы ничего, но в ряде ситуаций это технически невозможно было сделать! А аптеки получали штрафы. Справиться с проблемой помогли общественный резонанс и многочисленные обращения с просьбами обжаловать такие решения.

Не надо стесняться требовать от проверяющих четкого соблюдения процедуры, просить, чтобы они предоставили необходимые акты и т.д. Это ваше право!

Многие успешно обжалуют необоснованные претензии сотрудников контрольных органов. Бывает и так, что проверка ошибается.

Специализированные
мероприятия
   
АПТЕКА 2024
   
Статьи подрубрики мнение специалиста:
Как трансформируется контроль и надзор в фармотрасли
 Мнение специалиста

Титова Жанна

Директор по качеству-провизор ГК «Сантэнс»

Почему необходимо вернуть фармацию здравоохранению?
 Мнение специалиста

Гридякин Владимир

Генеральный директор ООО «Альянс-Фарм», врач

Вопрос о доступности Феназепама для пациентов в аптеках
 Мнение специалиста

Сучкова Елена

Директор по взаимодействию с органами государственной власти, общественными организациями, по обеспечению доступа на рынки России и ближнего зарубежья АО «Валента Фарм»

Маркировка и индикаторы риска: что меняется в оптовом звене
 Мнение специалиста

Власов Гарольд

Управляющий директор фармацевтического 3PL-оператора NC Logistic

Растет число обращений от производителей БАД и медизделий
 Мнение специалиста

Курашева Светлана, Вице-президент по развитию операций ГК «Сантэнс»

Чмелев Владимир, Руководитель департамента бизнес-технологий ГК «Сантэнс»

Волошина Светлана, Ведущий менеджер по продажам CTT ГК «Сантэнс»

Специализированные
мероприятия
   
АПТЕКА 2024