В Интернете чаще ищут, как "сэкономить на лекарствах"
Иванова Настасья
Директор ООО "Интер–С Групп"
Это подтверждают и данные опросов, и личные наблюдения, и статистика по фармацевтическому рынку. И хотя в последние месяцы становится заметным некоторое увеличение потребления, говорить о том, что кризис полностью преодолен, нельзя. Скорее всего, мы видим краткосрочный эффект, который связан с временной стабилизацией в экономической сфере.
Итоги 2015–2016 гг. показывают, что в эти два года произошло максимальное сокращение объема фармацевтического рынка в натуральном выражении. Особенно сильным падение оказалось в конце 2015 г. и начале 2016 г., когда только в течение двух подряд кварталов эксперты зафиксировали уменьшение продаж в упаковках сразу на 17 и 14% соответственно. По этому показателю мы приблизились к данным 2006 г.
Тем не менее следует отметить, что даже в ситуации жесткой экономии люди не отказываются от необходимых препаратов и перестают покупать, в первую очередь, препараты для улучшения качества жизни, общеукрепляющие средства и витамины. Однако экономия по–прежнему остается в тренде, и такая ситуация будет носить затяжной характер, поскольку цены на лекарства продолжают расти, темпы инфляции увеличиваются, а платежеспособность потребителей продолжает сокращаться. При этом нельзя сказать, что снизился спрос на лекарства.
Мы видим не снижение спроса, а падение покупательской способности. По данным экспертов, в настоящее время более 70% граждан продолжают экономить на важнейших расходах. В течение последних лет в Интернете увеличилось количество поисковых запросов "как сэкономить на лекарствах", появилось множество сайтов, предлагающих свои варианты экономии, причем часто можно встретить действительно грамотные советы. Это тоже один из признаков кризиса потребления.
В целом, ситуация с перманентным падением рынка в натуральном объеме и уменьшением объемов производства лекарств в России вызвана целым комплексом причин, среди которых потребительное поведение (экономия и покупка наиболее доступных лекарств) не является основным.
Сюда можно добавить и снижение прибыльности производства и дистрибуции многих препаратов из–за падения курса рубля (в первую очередь, ЖНВЛП), и противостояние некоторых фармпроизводителей с Минздравом России по поводу методики ценообразования на важнейшие лекарственные препараты, и встречающуюся дискриминацию при госзакупках, и не оптимально работающее правило "третьего лишнего", и проверку производственных площадок на предмет соответствия нормам GMP в процессе регистрации новых препаратов, и даже готовящийся переход на новые правила маркировки упаковки. Тем не менее тотального дефицита лекарств в России нет, хотя временами становятся известны факты нехватки в регионах лекарств льготным категориям граждан препаратов против ВИЧ–инфекции, обезболивающих и антигистаминных, антибиотиков.