22.07.2024 Издается с 1995 года №6 (363) июн 2024 18+
22.07.2024 Издается с 1995 года №6 (363) июн 2024
// Тема номера

В каждом сегменте у импортозамещения — свои особенности

Процесс импортозамещения в фармацевтической отрасли начался уже довольно давно: с принятия стратегии "Фарма-2020" и программы "Развитие фармотрасли и медпромышленности Российской Федерации на 2013-2020 годы". И до сих пор это является одной из приоритетных задач, ведь независимость лекарственного обеспечения от иностранных производителей исключительно важна, тем более в условиях санкционных мер.

Нечаева Юлия
Директор отдела стратегических исследований DSM Group

В целом на протяжении последнего десятилетия было разработано довольно много программ, которые смогли обеспечить рост отечественного производства лекарственных препаратов. Речь идет о правиле "третий лишний" для государственных тендеров (т.е. о преференциях для отечественных производителей) и о мерах дополнительного финансирования — в частности, в рамках специнвестконтрактов. Данные действия поддержали национальную промышленность и одновременно стимулировали иностранных производителей "локализовываться" на территории России, используя все стадии производства, начиная с постройки собственного завода, либо выбирая соглашения с российскими предприятиями о производстве своей продукции на их мощностях. Правило "третий лишний" сейчас трансформируется во "второго лишнего", что должно дать дополнительный толчок для развития производства фармсубстанций на территории нашей страны.

Помимо формулирования общих целей по увеличению доли отечественных лекарств в структуре фармрынка, разработан перечень стратегически значимых препаратов. Сегодня он состоит из 250 МНН. Локализация производства именно этих наименований — одна из задач в плане импортозамещения по фармотрасли года (а принят данный план в 2021-ом). Часть их в том или ином объеме уже производится в России, часть — пока нет. Запланировано, что 65% позиций из этого списка должны производиться отечественными предприятиями к 2024 году, и не менее 80% — к 2030-му.

Если говорить о результатах, которых добилась отечественная промышленность за последние десять лет, то стоит отдельно обозначить успехи производителей в государственных закупках и в аптечном сегменте. Каждая из этих частей фармсектора живет и развивается согласно присущим именно ей принципам. "Факторы влияния" также различны.

В государственном сегменте доля отечественных и «локализованных» препаратов (всех вместе) по итогам 2022 года равен 46,8% в рублях и 83,6% — в упаковках. Десятилетие назад эти же параметры были на уровне 40,5% и 77,1% соответственно. Специфика госзакупок приводит к тому, что более ярко переключение на локализованные препараты можно показать точечно. При выводе в обращение дженерика, произведенного на территории страны, из госзакупок полностью исключаются иностранные ТН этого же МНН. В качестве примеров можно указать такие молекулы, как бевацизумаб, меропенем, линезолид и т.д. Основные производители, которые сегодня "замещают" в тендерах зарубежные компании, — "Биокад", "Р-Фарм" и "Фармасинтез".

Низкие темпы роста доли национальных препаратов связаны еще и с тем, что новые оригинальные лекарства, которые появляются в обращении, чаще все же импортные и относятся к высокозатратным нозологиям.

В аптечной реализации "переключение" на отечественные и "локализованные" препараты даже больше, хотя "вес" импортных лекарств и выше, чем в госзакупках: по итогам 2022 года — на уровне 45,3% в рублях и 64,9% — в упаковках. Однако десятью годами ранее данные показатели составляли 33,4% и 62,3%. И здесь основной фактор роста доли — развитие отечественных производств, выпускающих конкурентоспособные дженерические препараты, и увеличение их вклада в продвижение. Среди фармпредприятий, которые заметно нарастили свою долю в аптечном сегменте за последнее десятилетие, можно отметить "Озон", "Вертекс", "Гротекс", "Биннофарм Групп", "Северную звезду" и "Обновление".

Специализированные
мероприятия
 
Omni farma
   
Статьи подрубрики мнение специалиста:
Вопрос о вакантности складских площадей остается актуальным
 Мнение специалиста

Власов Гарольд

Управляющий директор фармацевтического 3PL-оператора NC Logistic

В любой ситуации нужно ясно проговаривать все условия
 Мнение специалиста

Пассер Максим 

Заместитель генерального директора по коммерции и развитию АО «Валента Фарм»

Каким должен быть диалог фармпроизводителя и дистрибутора?
 Мнение специалиста

Еланцева Елена

Коммерческий директор компании «Алцея»

Прозрачность одна из главных потребностей фармрынка
 Мнение специалиста

Варакин Дмитрий

Заместитель генерального директора по управлению региональной сетью и продажами «ФК Гранд Капитал»

Отношение к товарному кредиту становится ответственнее
 Мнение специалиста

Мещан Сергей

Директор головного офиса аптечной сети «Гармония здоровья» (Красноярский край)

Специализированные
мероприятия
 
Omni farma