В новых каналах продаж видят фактор роста фармрынка
Беляева Екатерина
Директор по корпоративным коммуникациям компании "Эвалар"
Если говорить об аудитории этих сервисов, то, как правило, она молодая, в возрасте 25–35 лет, активно пользуется гаджетами и стремится экономить свое время, активно совершая покупки в Интернете. Косвенное подтверждение этого факта: более 50% заказов в онлайн–аптеках делается с помощью мобильных устройств.
Во всем мире растет доля интернет–торговли, и Россия здесь не исключение. Так, по данным АКИТ, по состоянию на начало 2018 г. объем продаж в Интернете превысил 1 трлн руб. О значимости аптечного сегмента в структуре интернет–продаж говорят данные аналитиков, согласно которым только за первые четыре месяца 2018 г. количество запросов на тему "онлайн–аптека" увеличилось на 30%, а посещаемость крупнейших онлайн–аптек и площадок выросла на 24% и достигла 127 млн визитов за этот период (IQVIA).
Надо отметить, что онлайн–сервисы и партнерские проекты с агрегаторами заказов есть у всех основных участников рынка. В принципе, онлайн–торговлю можно назвать одним из наиболее перспективных на сегодня направлений развития фармацевтической розницы. Многие эксперты в целом связывают потенциал роста фармацевтического рынка с развитием новых каналов продаж, среди которых центральное место занимает онлайн — по некоторым оценкам, он может обеспечить до 40% роста рынка.
Поэтому, безусловно, интернет–торговля будет оказывать воздействие на коммерческий фармацевтический рынок, способствуя перераспределению клиентов, часть из которых уйдет в онлайн–сервисы.
Что касается защиты персональных данных, то онлайн-площадки используют договор–оферту с согласием покупателя на обработку его персональных данных. При этом потребитель ставит отметку в чекбоксе на сайте, подтверждая свое информированное согласие на обработку данных, а на втором этапе еще раз подтверждает свои действия через персональную электронную почту. Здесь нужно отметить, что с 1 июля 2017 г. Федеральным законом "О персональных данных" (№152–ФЗ) ответственность операторов обработки персональных данных была ужесточена.
Чтобы себя обезопасить, потребитель-пациент должен, прежде всего, обращаться к известным и проверенным интернет-площадкам. На сегодняшний день все крупные аптечные сети имеют свои сервисы бронирования, либо реализуют их в партнерстве с крупными аптечными агрегаторами заказов.
Если человек все же столкнулся, как ему кажется, с недоброкачественными или фальсифицированными товарами (БАД или лекарственные средства), то здесь он имеет возможность использовать такие инструменты защиты своих прав, как обращение к производителю (все данные которого должны быть на упаковке), а также в профильные надзорные органы — Росздравнадзор и Роспотребнадзор, которые в рамках своих компетенций могут инициировать соответствующую проверку.