В отношении рынка БАД сегодня много агрессии
Я согласен, что в отношении рынка БАД сегодня много агрессии. Это связано, на мой взгляд, с тем, что рынок регулируется какими-то собственными процессами и драйверами. До сих пор у нас нет закона «Об обращении биологически активных добавок», который разводил бы по понятиям основные процедуры обращения этой продукции на рынке. Мы до сих пор довольствуемся какими-то регламентами административными, которые в полной мере не характеризуют эту отрасль.
Мелик-Гусейнов Давид Валерьевич
Генеральный директор ЦМИ «Фармэксперт: аналитика и консалтинг»
Отмечу, что сегодня во всем мире рынок БАД является очень интересным и прибыльным. В частности, в Японии объем рынка БАД составляет примерно 120 млрд долл. В этой стране при приеме на работу работодатель в письменном виде спрашивает у соискателя, какие БАД он принимает. Это вменено в культуру потребления. В период 90-х гг., когда на рынке процветала МЛМ-торговля в лице таких крупных брендов, как Гербалайф, мы подорвали репутацию этого сегмента, тем самым нарушив баланс, как в информационном, так и в продуктовом плане. Сегодня рынок БАД в России составляет всего 1 млрд долл. Это очень небольшие показатели, причем очень большой объем рынка обращается в «теневом» сегменте (так называемые «лавки жизни», продажи в Интернете и с рук), что невозможно отслеживать и проверять. Именно это сегодня пугает исполнительную власть, а также журналистов, которые видят в этом черные рынки. И правильно видят и не доверяют. Я считаю, что рынок должен быть цивилизованным, прозрачным, должен быть рынком, а не системой, где все запрещено, в т.ч. и реклама.
Когда говорят о каких-либо запретах, я понимаю, что это самая крайняя мера. К сожалению, у нас в России сразу же выбирают именно ее, не пытаясь ситуацию каким-то образом изменить. Мы сразу все запрещаем, это очень легко. Но запретив рекламу, мы просто убиваем рынок БАД. Он уйдет тогда в «серый» сегмент рынка, в какие-то нелегальные формы отношений между производителем и покупателем. Я считаю, что рекламу этой продукции надо оставлять, этот вопрос нужно регулировать, отслеживать, чтобы рекламировались качественные БАД, чтобы, напротив, не рекламировались средства «от всех болезней», чтобы не было смешения понятий «БАД» и «лекарственное средство». Эти вопросы нужно контролировать и прописывать на государственном уровне. А запретить – очень легко. Тем самым мы просто лишим наших потребителей информации об этой продукции, потому что БАД – это не ЛС. Основной источник информации о добавках – не врачи, не провизоры, а именно СМИ. Мне кажется, инициатива депутата – это радикальная мера, которая не решит, а еще и усугубит проблему обращения некачественной продукции в «теневом» сегменте.
Фармацевтическое лобби, признаюсь, сильное, но лоббировать какие-либо изменения в отношении рынка БАД это лобби не будет. Все-таки рынок БАД и рынок ЛС – совсем разные. В каком-то месте есть граница между ними (безрецептурные препараты и БАД), и она достаточно размыта. Но в целом фарма себя дистанцирует от БАД, и вряд ли будет пробивать какие-то блага для производителей добавок. А у самих производителей не хватит сил и возможностей для такого мощного лобби. Все-таки подавляющее большинство продукции на этом рынке в денежном и натуральном выражении – продукция отечественного производства, что разительно отличает рынок БАД от фармрынка.
Существенных изменений на рынке в связи с переходом с сертификации на декларирование не было. Какие-то процессы стали более простыми, более доступными для малого бизнеса в первую очередь. Это нормальная мера, которая реализуется на всех цивилизованных рынках. И Россия, стремящаяся к гармонизации нормативно-правовой среды с рынками соседних государств и европейских, должна была пойти на определенные смягчающие меры в вопросе регулирования и изменить обязательную регистрацию на декларирование. Существенных изменений для фармацевтического рынка не было, и вряд ли они последуют, потому что сегодня есть другие драйверы, которые задают тон. Это драйверы цен, качества продукции, процедуры обращения лекарственных средств и парафармацевтической продукции.