Поэтому вновь становится острым вопрос о кадрах, задействованных в данном сегменте, а также в смежных сферах, например, в медицинской и химической промышленности. Расширять (а точнее, восстанавливать) штаты необходимо и производственным аптекам.
Декабрьский федеральный закон №502-ФЗ отменил запрет на аптечное изготовление лекарств, зарегистрированных как готовые формы. Данное ограничение, действовавшее с 2010 г., стало причиной закрытия многих сотен РПО по всей стране. Теперь барьер снят и восстановить систему классических аптек, казалось бы, проще некуда, но… Остается целый ряд нерешенных вопросов, один из которых — кадровый.
Наблюдается нехватка провизоров–технологов, все держится на "старой гвардии" специалистов. Чтобы стать провизором–аналитиком, помимо высшего фармацевтического образования, необходимы еще два года обучения в ординатуре (нередко на коммерческой основе). Такая возможность есть далеко не у каждого выпускника. Но ранее подготовка по данной специальности включала в себя… несколько недель практики в контрольно–аналитической лаборатории, и этот формат был весьма результативным.
В каких специалистах сильнее нуждается сегодня фармацевтическая отрасль? Какие меры поддержки могут помочь ее кадровому обеспечению? Поиск ответов — в теме номера февраля.
О чем говорят цифры
Термин "кадровый вопрос" многие годы у всех на устах. Однако количество специалистов интересующего профиля — не причина сложностей в отрасли, а их "зеркальное отражение". Размеры кадрового резерва можно сравнить с температурой тела или артериальным давлением: цифры могут отклоняться от нормы в силу целого ряда причин.
Переизбыток соискателей бывает обусловлен мнением о высоком престиже данной профессии либо сокращением числа предприятий в соответствующем секторе экономики.
У дефицита кадров возможных причин еще больше. Здесь и условия труда, и уровень заработной платы, и количество бюджетных мест в вузах и колледжах, и организация повышения квалификации, и особенности допуска к профессии, и даже рост производственных мощностей — как и происходит сегодня.
Нередки ситуации, когда востребованная в недавнем прошлом специальность уходит на второй план. Но часто происходит обратное: стремительно возникает необходимость в профессиях, ранее почти неизвестных. В фармсекторе — целый ряд примеров претворения этой тенденции в жизнь.
Еще недавно мало кто слышал о специалистах по менеджменту качества, а сегодня такое ответственное лицо должно быть и на производстве, и в аптеке. В течение 2010-х и начала 2020-х гг. массово закрывались РПО и специалисты (а вслед за ними учебные программы) переориентировались на аптеки, не занятые экстемпоральным изготовлением препаратов. А сейчас начинается работа по восстановлению столь нужного направления, и опять же требуются профессионалы.
Кого ожидает фарма
Наиболее активен в решении кадрового вопроса самый крупномасштабный сегмент фармотрасли — лекарственная индустрия. Благодаря "эффекту масштаба" у нее есть широкий спектр возможностей по организации работы с персоналом, что позволяет выполнять ряд задач в рамках конкретного предприятия.
Остаются и системные вопросы. Как отмечают наши эксперты, сегодня высока потребность фармпрома в таких специалистах, как:
- химики, химики-аналитики;
- фармацевты и провизоры;
- инженеры, инженеры-разработчики;
- инженеры-технологи, технологи;
- научные сотрудники, в т.ч. микробиологи (потребность в ученых-исследователях фармпромышленность отмечает особо);
- специалисты по качеству и производству;
- ИТ-специалисты;
- инженеры-электронщики;
- наладчики оборудования и электромеханики;
- еще ряд специальностей, связанных с процессом производства лекарств.
Лекарственная промышленность нуждается в технологах и химиках, ИТ–специалистах и биологах… Как отметил один из наших собеседников, сегодня сильнее всего востребованы специалисты среднего звена и рабочие кадры. Наибольшую сложность для поиска представляют инженерные специальности.
Производственной аптеке же нужны провизоры–аналитики, провизоры–технологи, и все сотрудники, задействованные в экстемпоральном изготовлении лекарств.
Сегодня надо расширять подготовку кадров по всем направлениям растущего фармсектора. "Необходимо дополнить учебные программы в вузах и наращивать количество бюджетных мест по специальностям, где наблюдается дефицит", — убежден Николай Беспалов, директор по развитию аналитической компании RNC Pharma. Здесь очень важен системный подход, чтобы поддержка могла охватить все остро востребованные специальности.
"Софт скиллс" и не только
В современном взгляде на кадровый вопрос фармотрасли велика роль психологического фактора. Иногда личные качества кандидата на должность имеют решающее значение для потенциального работодателя, и в минувшем году данный тренд усилился.
"Мы наблюдали высокую активность по поиску топ–менеджеров и смене целых команд в 2022 году и прогнозируем аналогичную ситуацию на 2023 год, — рассказывает Елизавета Ефрюшкина, консультант KontaktInterSearch Russia. — По всей видимости, в активно развивающемся отечественном фармсекторе будет сохраняться высокий спрос на топ–менеджеров, особенно из других, более "продвинутых" индустрий (более прогрессивных с точки зрения бизнес–процессов, HR–функций и маркетинга). Ведь сегодня, в условиях почти совершенного информирования, наем руководящих сотрудников из аналогичных предприятий отрасли становится все менее актуальным: собственники ставят целью значительное увеличение объемов бизнеса, внедрение новых продуктов и решений. Для достижения лидерства на профильном рынке (или взлета сразу на несколько строчек в отраслевом рейтинге) требуется привлекать новые лица, которые могут и не знать сути продукта, но подходить к нему с собственным видением".
Определенный акцент на качества, непосредственно не связанные с профессионализмом, можно отметить и в работе с другими сегментами фармперсонала. "Отрасли и стране нужны не просто грамотные специалисты, а вовлеченные сотрудники с высокой внутренней мотивацией, поскольку наступило время поиска нестандартных решений. Для этого недостаточно иметь классическое профильное образование, на первый план выступают также личные качества сотрудников и их искренний интерес к профессии", — комментирует Анна Арутюнова, директор по развитию производства АО "Валента Фарм".
"Универсальность" и увлеченность
"Квалификация — еще не показатель компетенции и навыков, к примеру, в области исследования и разработки лекарственных препаратов или химического синтеза субстанций. Одной из ключевых тенденций фармотрасли становится "универсальность" и мультизадачность специалистов в нескольких сферах: если кандидат претендует на должность высшего менеджмента, уже недостаточно просто обладать хорошим бэкграундом в области, например, контроля качества, — замечает гендиректор "ПСК Фарма" Евгения Шапиро. — От будущего руководителя также ждут навыков и умения выстраивать процессы взаимодействия службы качества и отдела регистрации, фармаконадзора. А значит, такой "универсал" должен на практике знать ключевые аспекты регистрационных процедур препаратов и обладать опытом подготовки материалов для регистрационного досье". Иными словами, иметь широкий круг компетенций.
"Безусловно, на фармрынке стало больше кандидатов за счет большей ротации кадров. Но если раньше мы выбирали специалистов из небольшого круга кандидатов, то сейчас он удвоился — было 50, стало 100, — рассказывает Юлия Борцова, HR–директор компании "НоваМедика" и R&D-центра "НоваМедика Иннотех". — Однако суть от этого не поменялась, проблемы прежние — недостаточная подготовка, минимальный опыт работы по специальности, отсутствие мотивации к интересной работе… В ком сегодня нуждается отечественная фарма? Отрасли нужны хорошо образованные молодые специалисты: отлично обученные, глубоко вовлеченные в свою профессию. Также фармрынку не хватает специалистов любой степени зрелости, которые влюблены в свое дело. Их всегда нужно поддерживать, давать им любые возможности расти, развиваться лично и профессионально, оттачивать свои знания и навыки".
Со студенческой скамьи
Выдвигая дополнительные требования к соискателям, фармпром понимает важность формирования кадрового резерва и активно сотрудничает с учебными заведениями. Такой формат работы фармпроизводители стремятся расширять. Например, "ГЕРОФАРМ" в минувшем году пятикратно увеличил число вузов–партнеров по различным направлениям деятельности.
Сотрудничество с вузами, безусловно, требует значительного вовлечения рабочих ресурсов, но эти усилия окупаются сторицей, обращают внимание в "Валента Фарм". Диалог с университетами дает возможность не сиюминутного, но длительного решения вопроса о вероятной нехватке профессиональных кадров.
"Бывает, что сотрудника проще (а порой и экономически выгоднее) вырастить со студенческой скамьи, чем переучивать вчерашнего выпускника вуза, – согласна с мнением коллег Евгения Шапиро. — Поэтому мы ведем активную работу с профильными учебными заведениями и кафедрами, факультетами".
Вкладывать в подрастающее поколение
Некоторые производители обращают внимание на будущих специалистов задолго до их поступления в вуз. Так, в одной из школ Ярославской области при поддержке предприятия "Р–Фарм" еще в 2017 г. был открыт фармацевтический класс, где изучают ряд дополнительных курсов, включая основы микробиологии и основы производства лекарственных препаратов. Активно ведется и взаимодействие с колледжами.
"Наукоемкие компании должны стремиться вкладывать в подрастающее поколение и готовить себе кадры уже со школьной скамьи (это не метафора), выявляя таланты, активно участвуя в процессе профориентации и развивая их в нужном направлении, — выражает позицию компании BIOCAD заместитель гендиректора по персоналу Александра Арендарь. — Однако основной акцент, конечно, делается на работу с высшими учебными заведениями". Производитель задействовал широкий спектр форматов: специальные программы магистратуры, отдельные курсы в университетах, стажировки и практики, химико–биологический класс, открытый в 2019 г. в одной из московских школ, организацию лаборатории для школьников… У взаимодействия фармпрома и профессионального образования — действительно масса возможностей.
В корпоративном формате
Подготовка будущих кадров — этап важный, но не единственный. Когда вчерашний выпускник становится практикующим специалистом, на первый план выходят новые задачи — особенности мотивации и профессиональный рост.
Для такой наукоемкой отрасли, как фармацевтика, постоянное повышение квалификации давно воспринимается как аксиома. Данное направление активно развивают многие компании: о собственных программах обучения рассказал почти каждый из наших собеседников.
В той же BIOCAD функционирует в онлайн–формате корпоративный университет. Помимо профессиональных знаний и навыков, непосредственно относящихся к деятельности в фармацевтическом производстве, сотрудники компании изучают также "софт скиллс", а руководящие специалисты проходят специальную программу по управленческому обучению.
А, например, "Валента Фарм" нередко приглашает врачей проводить лекции для своих сотрудников, разрабатывает мотивационные программы, программы наставничества, организует вебинары с экспертами. Серьезный акцент делается на условия труда: посменно работающим сотрудникам компания предоставляет служебный транспорт и компенсационный пакет. Также предприятие вложило внушительные средства в системы пылеудаления, очистки и воздухоподготовки.
Дела аптечные
Труд сотен человек на огромном заводе может оказаться напрасным, если пациент не получит произведенное лекарство. Эффективный и качественный препарат должен переместиться в другие сегменты фармотрасли — дистрибуцию и фармацию. И здесь вновь актуален вопрос о кадрах. Для аптеки он даже острее, чем для лекарственной промышленности.
Сегодня дефицит кадров в аптечных организациях нарастает, обращает внимание руководитель Pharmedu.ru Татьяна Ходанович: "За счет расширения крупных сетей количество аптечных "точек" увеличивается, а численность фармацевтов и провизоров за данным приростом не успевает. Поэтому часть «сетевиков» отвечает на свою потребность в персонале, нанимая непрофильных сотрудников, зачастую не имеющих квалификации не только в области фармации, но даже в области медицины. Такой подход вызывает серьезные вопросы у профессионального сообщества".
Количество аптек в стране сложно назвать чрезмерным, вопросы может вызвать только их географическое распределение. И рост аптечных сетей во многих случаях — не только экономическая стратегия, но и ответ на жизненную потребность пациента. При этом нехватка специалистов — фармацевтов и провизоров – существенно снижает доступность фармацевтической помощи даже в аптеках готовых форм. Что говорить о производственной аптеке?
По масштабам национального рынка таких аптек сейчас почти нет, констатирует Николай Беспалов. Классических аптечных организаций сегодня — несколько сотен на всю страну.
"Сейчас крайне мало специалистов, которые обладают соответствующим опытом. Именно практическим опытом, а не теоретическими знаниями из курса аптечной технологии, — подчеркивает аналитик. — Если это направление будет развиваться, кадровую проблему придется решать, судя по всему, за счет активности и усилий "интересантов" со стороны частных аптечных сетей. Это, кстати, одна из важных причин, которая будет объективно ограничивать возможности открытия новых производственных аптек". Тем не менее, задача решаема.
Остановить депрофессионализацию фармации
Провизоры–аналитики и провизоры–технологи, занятые в аптечном изготовлении лекарств, могут проходить не два года ординатуры, а три месяца профессиональной переподготовки, предлагает директор аптеки в одном из регионов России Михаил Степанов. Подобный формат проверен практикой и даст возможность прийти в профессию тем талантливым выпускникам, которые не обладают достаточными резервами времени и финансов для ординаторского обучения. Возможны, в том числе, субсидируемые контракты на переподготовку практикующих аптечных специалистов.
Важно решить и кадровую проблему, относящуюся не только к производственным аптекам, но и к аптечному сегменту в целом. Сегодня наблюдается жесткая конкуренция между… двумя последовательными этапами профессионального фармацевтического образования. Приходя в профессию, выпускник университета (нередко прошедший еще и обучение в ординатуре) выполняет те же функции и получает ту же зарплату, что и вчерашний студент колледжа. Получается, что в процессе аптечной деятельности семилетнее обучение приравнивается к двухлетнему — отсюда резкий спад интереса абитуриентов к полноценной профессиональной подготовке. А это в не столь отдаленном будущем чревато исчезновением профессии провизора и переходом фармации в статус сфер, не требующих высокой квалификации. Если данный сценарий претворится в жизнь, многое потеряет и медицина.
Времени на "профилактику" остается немного: уже сегодня вузы отмечают резкое снижение числа абитуриентов. Вопрос должен быть оперативно проработан в организационном плане: специалисту–провизору с высшим образованием нужны действенные преференции.
Системность и стратегия
Кадровый вопрос фармацевтической отрасли затруднительно будет решить без участия других отраслей. Необходим и опыт научной сферы, и опыт инженерного дела, и эффективный подход с организационно–правовой точки зрения… Список может получиться весьма обширным. И самое главное — не ошибиться в выборе управленческих инструментов.
Подход к повышению кадрового потенциала фармации — аптечной и промышленной — должен быть системным и опираться на стратегическое планирование. Важно включить в него расширение некоммерческих возможностей подготовки кадров, в т.ч. дополнительные бюджетные места и программы ДПО. Также необходима "мотивационная составляющая": по ряду направлений фармпрому и аптеке действительно требуется субсидирование.