Влияние постановления "третий лишний" на развитие отрасли
Продукция локализованных компаний также попадает под действие постановления, а новые условия открывают перед ними возможность более быстрых возвратов инвестиций.
Анализируя перспективы влияния данного постановления на российский фармрынок, прежде всего, стоит обратить внимание на психолого–лингвистические акценты: часто мы употребляем термин "иностранные препараты", когда речь на самом деле идет о препаратах, произведенных компаниями с иностранным капиталом. Из–за смешения понятий происходит путаница. Необходимо четко понимать, что локально произведенные препараты, независимо от того, компаниями с каким капиталом они произведены, автоматически становятся «местными», поэтому все опасения об их исчезновении с российского рынка (в т.ч. препаратов для лечения онкологических заболеваний, сахарного диабета и т.д.) беспочвенны.
Яркий пример этого — рынок инсулинов. На мировом рынке 3 компании–лидера по производству инсулинов: "Ново–Нордиск", "Санофи" и "Эли Лилли". Эти компании успешно локализуют производство на территории РФ. "Ново–Нордиск" построила завод в Калужской обл., "Санофи" приобрела производственные активы в Орловской обл., "Эли Лилли" осуществляет контрактное производство на заводе в Костромской обл. Государство стимулирует зарубежных производителей к созданию собственных производственных мощностей на территории РФ, а соответственно, исключает риск исчезновения препаратов с рынка.
Кроме того, ограничения по "третьему лишнему" не коснутся препаратов под патентной защитой, не имеющих аналогов в РФ.
Российский фармацевтический рынок крайне привлекателен для инвесторов: он входит в топ–10 мировых рынков и присутствие здесь не только почетно для компаний, но и финансово выгодно. Мы постоянно наблюдаем жесткую конкурентную борьбу за доли рынка. Нередко возникают различные неэтичные моменты: работа с пациентами, направленная на формирование предвзятого мнения о том или ином производителе, и т.д.
Табл. Крупнейшие иностранные компании на рынке госзакупок лекарств/
Доля рынка по итогам первых трех кварталом 2015 г., %
№№ п.п.
|
Компания
|
Доля рынка
|
Наличие собственных производственных мощностей в России
|
1.
|
Санофи
|
6,6
|
да
|
2.
|
Байер
|
4,9
|
нет данных
|
3.
|
Тева
|
4,0
|
да
|
4.
|
Такеда/Никомед
|
3,8
|
да
|
5.
|
Сервье
|
3,7
|
да
|
6.
|
ГСК (ГлаксоСмитКляйн)
|
3,6
|
да
|
7.
|
Новартис
|
5,8 (включая Сандоз)
|
да
|
8.
|
Джонсон&Джонсон
|
3,1
|
нет данных
|
9.
|
Гедеон Рихтер
|
3,1
|
да
|
10.
|
Берлин-Хеми
|
3
|
Да
|
|
|
|
Источник: RNC Pharma
|
Не стоит забывать и об экономической составляющей. Локальное производство — это и рабочие места, и налоги в казну государства. Налоги, которые выплачивают локализованные в РФ компании, идут, в частности, на нужды здравоохранения, что дает возможность охватывать большее количество пациентов программами, направлять средства на другие нужды здравоохранения. Прибыль же, получаемая в результате реализации импортируемой продукции, уходит за рубеж; она не влияет ни на нашу систему здравоохранения, ни на развитие собственной производственной базы.
Не стоит беспокоиться и о переносе сроков по признанию иностранными производителей, осуществляющих первичную и вторичную упаковку препаратов на территории ЕАЭС на 1 января 2017 г. Необходимо помнить, что, прежде всего, это — возможность для многих компаний завершить процесс локализации, а также дополнительная возможность для новых инвестиций в отечественный фармпром.
Источник: Пресс–служба АРФП