Вместе с индустрией нужно развивать производственные аптеки
Федоров Алексей
Независимый эксперт по госзакупкам
К задачам "Фармы-2030" отнесено удовлетворение потребностей отечественного здравоохранения в ближайшей и в более отдаленной перспективе. Речь идет о базовых потребностях лечения — в лекарствах и медизделиях. Однако, несмотря на кажущуюся простоту поставленной цели, нельзя достичь ее без заблаговременного информирования предприятий о необходимом количестве тех или иных препаратов, комплектующих и оборудования через три, пять, семь лет... У каждого производителя обязательно должны быть четкие горизонты планирования.
И еще одно ключевое условие — инвестирование в производство должно быть безопасным, чтобы серьезный шаг к прогрессу не оказался в перспективе шагом к вынужденному закрытию предприятия или сокращению производственных мощностей. Предупредить такие сценарии для отдельных производителей и фармотрасли в целом помогут:
- гарантированные закупки фармпродукции в рамках государственного сегмента (в заранее оговоренных объемах);
- гарантии защиты интеллектуальных прав для предприятий, которые проводят поэтапную локализацию;
- гарантии неизменности регуляторных условий в течение заданного срока выполнения проекта — как в рамках одной отдельной страны, так и на уровне ЕАЭС.
Развитие фармпроизводства невозможно и без развития сырьевой базы. Соответственно, нужна поддержка производителей сырья и комплектующих, применяемых при выпуске лекарств. Вместе с тем неизбежно стимулирование отечественной химпромышленности для производства малотоннажной химической продукции, необходимой для фармацевтической отрасли.
Требует оперативного решения и еще одна проблема — "зашкаливающие" значения регистрационных госпошлин. С января 2022 года их суммы были значительно увеличены. Например, платеж за внесение в документы регдосье тех изменений, для которых требуется экспертиза, был повышен более чем в шесть с половиной раз: вместо 75 тысяч рублей теперь приходится платить 490 тысяч. А в условиях, когда отечественные фармпроизводители вынуждены с повышенной частотой менять нормативную документацию, адаптируясь к смене поставщиков тех же вспомогательных веществ, такой размер пошлины — серьезная избыточная нагрузка. И это еще мягко сказано.
Помимо индустриального производства, надо возрождать и производственные аптеки. Первый шаг к этому был сделан осенью с внесением поправок в ФЗ "Об обращении лекарственных средств", но его еще недостаточно. Следующим шагом должна стать комплексная программа (с планом действий) по развитию таких аптек. Важно, чтобы она включала в себя и совершенствование регулирования, и создание действенных механизмов поддержки. Серьезной проблемой сегодня является, например, вопрос о приобретении оборудования для аптечного изготовления лекарств.
Также необходимо разработать единые подходы к изготовлению экстемпоральных препаратов и работе с ними. Ранее, когда производственных аптек было много по всей стране, такие подходы действовали. И они были эффективны.
Отдельные направления важно отразить не только в специализированной программе по восстановлению производственных аптек, но и в госпрограммах по развитию фарммедпрома и здравоохранения в целом.