04.12.2024 Издается с 1995 года №11 (368) ноя 2024 18+
04.12.2024 Издается с 1995 года №11 (368) ноя 2024
// Тема номера

Внедрение в практику правил поведения — длительный процесс

"Кодекс поведения фармпроизводителей, полагаю, нужен. На любом этапе развития рынка такие документы должны появляться, потому что они унифицируют правила игры, которые находятся вне сферы действия законодательства".

АлехинАлексей Викторович
Начальник отдела развития фармацевтической промышленности Минпромторга России

"Конечно, присоединение в Кодексу — это больше PR для самого производителя, некое позиционирование с целью продвижения своей продукции. Тем не менее, такие шаги консолидируют рынок и добросовестных производителей, делают прозрачными сложившиеся деловые отношения на определенной территории, позволяют установить некую планку и подтянуть до ее уровня весь рынок.

На первых порах документ будет полезен, в первую очередь, иностранным производителям, для которых важно однозначно понимать правила ведения бизнеса на локальном рынке, в данном случае — российском. Ассоциация европейского бизнеса, участник разработки Кодекса — серьезная организация, представляющая интересы западных производителей. Полагаю, что иностранные компании, локализовавшие свое производство в России, первыми и присоединятся к данному Кодексу.

Что касается отечественных производителей, ряд российских компаний уже имеют свои корпоративные кодексы и, видимо, настала пора их унифицировать и создать некие стандарты поведения на рынке, следуя которым компании подтверждают свою ответственность перед системой здравоохранения и принимают единые правила игры.

Будет ли для российского производителя присоединение к данному Кодексу плюсом при его продвижении на зарубежные рынки? Возможно, да, т.к. его будущие иностранные партнеры будут знать, что он работает по понятным для них правилам.

Аналогичные инициативы "иностранцев" можно наблюдать и в других странах.

Например, на китайском фармацевтическом рынке посредством такого документа зарубежные компании декларируют принятые ими ограничения при продвижении своей продукции в Китае. В частности, маркетинговые затраты в работе медпредставителей не должны превышать 300 юаней на одного врача. Это показывает ответственность производителей и поставщиков перед системой здравоохранения и является одной из мер защиты компаниями своей репутации, в том числе от обвинений в коррупции.

Кодекс должен регулировать вопросы, которые касаются деятельности организаций, но не противоречат действующему законодательству, например, корпоративные правила поведения для сотрудников компании, в том числе медпредставителей, положения GDP (дистрибуторской практики) и т.п.

Сразу больших изменений после введения Кодекса ожидать не стоит. Внедрение в практику правил поведения — это длительный и системный процесс, а не разовое решение. Кроме того, должны дозреть до такой корпоративной культуры и сами участники рынка.

В дальнейшем, по мере расширения количества компаний, присоединившихся к Кодексу, наверняка будут вноситься какие-то дополнения в документ – и в части GDP, и других практик.

В настоящее время на отечественном фармрынке уже есть саморегулируемые организации, но пока они не всегда выполняют свою функцию, исходя из концепции их создания. Речь идет, в первую очередь, о функции общественного и экспертного контроля со стороны профессионального сообщества и формировании определенной позиции нелоббистского свойства с последующим донесением ее до органов власти. Это может касаться не только производства, но и надзора в сфере обращения ЛС. Пока роль СРО сводится зачастую к выражению интересов компаний, которые ее финансируют. 

В том, чтобы Кодекс объединил в себе все основные надлежащие практики, действующие сегодня на рынке, нет необходимости, т.к. имеется соответствующее законодательство. Иначе будет дублирование. Кроме того, сами производители уже двигаются от соблюдения правил GMP до более глубоких политик — GxP. И замминистра промышленности и торговли Российской Федерации Сергей Цыб также неоднократно подчеркивал, что от одной практики нужно двигаться ко всему комплексу. Очевидно, что назрела необходимость создания таких нормативно-правовых документов по GxP на уровне Правительства России.

Другое дело, что Кодекс, возможно, создается для того, чтобы руководители локализованных в России компаний в их штаб-квартирах за рубежом оперативно получали информацию об изменениях в регуляторике. Вполне логично тогда выстраивать внутреннюю структуру Кодекса в соответствии с российским законодательством.

Наши сотрудники сталкиваются с фактами, когда компании имеют неполное понимание о происходящих изменениях в России. И не могут выстраивать эффективную политику продвижения на российском рынке.

В заключение хочу особо подчеркнуть, что Кодекс не имеет юридической силы, и присоединившиеся участники не будут иметь преимуществ при проведении инспекционных проверок со стороны Минпромторга России и других госорганов, действующих в соответствии с законодательством".