24.11.2024 Издается с 1995 года №10 (367) окт 2024 18+
24.11.2024 Издается с 1995 года №10 (367) окт 2024
// Тема номера

Во время перерегистрации цен лекарства исчезать не должны

Наверное, острейшая проблема сегодняшнего дня в том, что исчезают самые приемлемые по цене препараты.

Дмитриев Виктор
Генеральный директор Ассоциации российских фармацевтических производителей

Процесс продолжается даже после того, как в "предковидном" 2019 году рамки "нижнего ценового сегмента" вдвое расширились, и максимальная стоимость одной упаковки лексредства в данной категории составила сто рублей вместо прежних пятидесяти. И это неудивительно: в 2019-2022 гг. произошла значительная инфляция на медикаменты (около 29%).

Чтобы постараться сохранить "бюджетные" препараты, наша ассоциация предложила вновь скорректировать "верхнюю планку" наименьшего ценового сегмента и установить не сторублевый, а 120–рублевый максимум. Провели расчеты, представили их руководителю ФАС. С математическими выкладками глава антимонопольного ведомства ознакомился, но отметил, что для выполнения социальных задач пересматривать предельную сумму не стоит. К сожалению, подобные решения (пусть и выглядят обоснованно) на практике приводят к прекращению выпуска медикаментов и их исчезновению из оборота. А потом из бюджета будет потрачено больше.

Ценовые ограничения не дают гарантий того, что хотя бы одна таблетка будет приобретена государственным здравоохранением. В результате теряется уже физическая доступность фармакотерапии.

Есть и другие факторы, значение которых нужно срочно менять. Например, в этом году наблюдался период, когда из аптек центральной России пропал антигипертензивный рамиприл. Причем отечественный, производимый несколькими заводами одновременно! Ситуация представлялась крайне любопытной, поэтому я решил выяснить ее причины. Они оказались организационными: шла перерегистрация цен.

Наверное, условия этого процесса необходимо «смягчить». И сгладить это таким образом: если фармпроизводитель уже подал документы для утверждения новой цены, следует установить определенный период, в течение которого лекарство по-прежнему будет продаваться дистрибуторам и отпускаться в аптеках. Ведь сегодняшняя ситуация — не что иное, как сильнейший удар по пациенту.

Различные бренды МНН рамиприл отсутствовали около трех недель, а потом вновь появились в широком ассортименте. И, наверное, те пациенты, которым была необходима данная фармакотерапия, надолго запомнили время без лекарств. Чтобы не рисковать жизнью и здоровьем снова, большинство из них, придя в аптеку, купит не одну пачку, а три. Так несовершенство организационной процедуры не только "перекрывает доступ" к лечению, но и создает ненужный ажиотаж.

Процесс корректировки цен стоит упростить и еще в одном аспекте. Если у нас как у производителей есть право "скорректировать" ценник на уровень инфляции, то почему не делать это автоматически, "разгрузив" регуляторные органы?

Допустим, упаковка лекарства стоит 100 рублей, а инфляция составляет 4%. Было бы логичным дать заводу возможность самостоятельно изменить отпускную цену на свой препарат — это будет 104 рубля. А сегодняшняя процедура сложна и поэтому длительна (вспомним хотя бы об обязательных согласованиях со стороны Минздрава и ФАС).

И еще один момент: мы постоянно говорим о ценах на лекарства и при этом абсолютно упускаем из виду платежеспособность населения. А это палка о двух концах. Да, можно вывести производство из "минуса" и сделать его более рентабельным. Но всегда ли новая цена будет "безболезненна" для семейного бюджета пациента?

Возможных решений данного вопроса несколько. Одно из них — господдержка наименее защищенных материально граждан в виде лекарственных карточек (средствами которых можно расплатиться только в аптеке). Другой вариант — дотации или субсидии для аптечных учреждений, дистрибуторов и производственных предприятий.

К дотированию и субсидированию нужно подходить очень ответственно и взвешенно. Поддерживать необходимо всех, без каких–либо изъятий и исключений. Либо всех, кто работает в нашей стране, либо всех производителей определенного списка препаратов. Тот же рамиприл производится и отечественными предприятиями, и зарубежными, и смешанными. Но у каждого из них есть площадки в России. Именно здесь, у нас, они платят налоги и создают рабочие места. Значит, субсидировать следует всех, иначе мы просто-–апросто "сломаем" нормальную конкурентную среду.

Дорожает логистика, растут в цене субстанции и упаковочные материалы, курс доллара подскочил на 10-15%, поднялась цена на бензин… При таких обстоятельствах удержать цены невозможно, даже если речь идет о лекарствах. Законы экономики (как и законы физики) не обманешь. Если производство чего-либо становится нерентабельным или, еще хуже, убыточным, без внешней поддержки оно остановится. Такая вот простая схема.

Попытки обойти и перехитрить экономические закономерности неизбежно приведут к минусу в более отдаленной перспективе. А мы потеряли уже достаточно много препаратов "нижнего ценового сегмента". Таблицы с исчезнувшими лекарствами (и соответствующие расчеты) ассоциация показывала профильным регуляторам, и для многих таких наименований госорганы готовы применить механизмы поддержки.

А вот общего решения по изменению ценового диапазона для "наименьшего" сегмента пока нет. Нет, как ни странно, и единообразия в формировании цен на лекарства перечня ЖНВЛП.

Стоимость жизненно важных препаратов в разные времена устанавливалась по разным методикам — и разброс ценников внутри одного и того же МНН может быть даже десятикратным. В данной ситуации корректировка цены на уровень инфляции не поможет. Зарегистрированное по старым правилам лексредство не догонит даже стартовую сумму для нового. Эту проблему мы также поднимали не один раз.

Специализированные
мероприятия