21.11.2024 Издается с 1995 года №10 (367) окт 2024 18+
21.11.2024 Издается с 1995 года №10 (367) окт 2024
// Тема номера

Выпускники набираются опыта в аптеке и идут в фармкомпании

В программе высшего фармацевтического образования очень много различных химий. Мы с коллегами удивляемся — зачем такое количество? Может быть, лучше делать упор на фармакологические знания? Ведь фармакология нужна провизору в первую очередь, но в вузовском расписании ее значительно меньше, чем химии.

Пашкина Нина Антоновна
Генеральный директор аптеки «Воробьевы горы»

Недостаточно времени выделено и на то, чтобы  дать студенту навыки менеджмента. Тот объем знаний, который дает вузовское образование, для нашего времени, мягко говоря, очень мал. Предмет «Управление и экономика фармации» в вузах тоже преподается в урезанном объеме.

Задумалась насчет преобладания химии в  обучении провизора и вспомнила, что раньше к фармацевтическому образованию подходили точно так же.  Это подтверждает само название — «химико–фармацевтический институт». Так что перевес химии  в фармацевтическом образовании — проблема явно не только сегодняшняя.

Но именно в наше время провизору и фармацевту дано очень много возможностей и  очень много обязанностей. Приказ Минздрава №1175, обязавший врача выписывать рецепты по МНН,  заставил  аптеки принимать решение о выборе препарата. Врач в бланке рецепта пишет МНН, которому соответствуют один оригинальный препарат и много дженериков, и выбирать из этого списка должен фармацевт или провизор. Нам надо самим принимать решения, а у «одинаковых» дженериков разные побочные эффекты. Какое лекарство подойдет больному? Какое лекарство точно ему не навредит? Если вы дали нам ответственность — дайте нам побольше знаний!

А сегодня в программе высшего фармацевтического образования не хватает даже анатомии. Я не против большого внимания к химии. В определенных ситуациях ее знание помогает. Видишь стероидное кольцо и понимаешь, с каким типом веществ имеешь дело. Но помогла бы и фармакология. Мы чаще опираемся на фармакологическое действие препарата, чем на его химическую структуру.

Студенты фармацевтических факультетов раньше очень часто приходили к нам на практику. Но как только мы были вынуждены закрыть рецептурно–производственный отдел,  вузы стали  значительно реже направлять к нам своих учащихся. Впрочем, сегодня производственный отдел в аптеке — музейная редкость. 

Выпускники — беда всех аптек. Они приходят, набираются опыта — и их привлекают другие фирмы. Привлекают большим окладом, социальным пакетом, сразу дают служебную автомашину, и вчерашние провизоры очень гордятся открывшимися возможностями. В аптеке этих преимуществ, как правило, нет. У нас работали  три девушки, которые потом  ушли во французскую компанию. Теперь по-прежнему приходят к нам в аптеку, но уже в качестве медпредставителей. Они искренне благодарили нас за знания и опыт, полученные в нашей аптеке. И сообщили, что на новую работу их приняли без экзаменов, как только узнали, что они работали в аптеке «Воробьевы горы».

Как мы обучаем молодых специалистов? В последнее время наш штат полностью укомплектован. До этого воспитали много прекрасных сотрудников, но их переманили другие фирмы. У молодых фармацевтов и провизоров, как правило, не очень хорошие знания дисциплины фармпорядка в аптеке. Они не знают, почему одни препараты лежат здесь, а другие – там. Часто не могут найти нужное лекарство. Поэтому в первые три месяца работы мы никогда не оставляем молодого специалиста одного. Когда он отпускает препарат, рядом с ним всегда стоит его наставник. При этом зарплата молодого специалиста не снижается. Она остается такой же, как у его более опытных коллег, фармацевтов или провизоров. Руководители многих аптек убеждены: какая разница, фармацевт или провизор? За первым столом может стоять и сотрудник со средним фармацевтическим образованием. Никогда так не скажу. Да, за первым столом могут стоять и те, и другие. Но в зарплате никогда их полностью не уравниваю. Разница маленькая, но все же… Иначе зачем высшее образование? Если фармацевт равен провизору, учиться в вузе нет никакого смысла. По опыту нашей аптеки скажу, молодые фармацевты хорошо ориентируются в законодательной базе, а молодые провизоры — лучше разбираются в фармакологии, чем их коллеги со средним фармацевтическим образованием.

Как правило, в течение трех месяцев молодой специалист отпускает препараты только под недремлющим оком другого провизора. За это время человек привыкает к аптеке. Кто–то может освоиться и за полтора месяца. Мы видим это и даем возможность работать самостоятельно. Все зависит от характера специалиста.

Наши фармацевты и провизоры постоянно получают новые знания.  Каждую неделю мы  проводим фармкружки, обязательные для каждого нашего сотрудника. Сейчас на фармкружках выступают большей частью компании–производители. Они рассказывают о своих препаратах и медицинских сферах, в которых эти лекарства применяют. Наши специалисты слушают по очереди: фармкружки проходят в рабочее время, и первый стол оставить нельзя.

Много занятий проводит ААУ «СоюзФарма», участником которой мы являемся. На семинарах, проводимых Ассоциацией, лекции читают и врачи, и фармакологи, и производители. Обязательно разъясняют нам изменения в законодательстве: если выходит новый приказ, он может полностью отменить действие вроде бы совсем недавно опубликованных документов. Все эти занятия — бесплатные для аптек и их сотрудников. Всегда боюсь, что мы что-то упустили. Образовывать себя надо постоянно. Не знаю, как можно приглашать в аптеку консультанта без образования. Мы этого не принимаем.

Что касается формы обучения, лично я — за очное образование. Нужно, чтобы человек вошел в студенческую среду, чтобы у него было личное общение. Чтобы он имел возможность задавать вопросы и получать ответы на них. К тому же, при очном образовании знания прочнее, чем при заочной форме учебы. Имела возможность сравнить их. Но, несмотря на все преимущества очного обучения, многие вынуждены учиться лишь заочно с учетом различных социальных проблем. Так стоит ли лишать людей возможности получить образование?

Специализированные
мероприятия