"Ядро аптечной деятельности" контролировать труднее всего
Глушков Иван
Директор департамента внешних связей STADA в России, член Совета СРО АСНА
Вот ответ на вопрос, чем саморегулируемые организации (СРО) отличаются от других профессиональных объединений.
Большинство профессиональных объединений, не имеющих статуса СРО, не занимается разработкой собственных стандартов и правил и, что важно, не контролирует их соблюдение. Есть некоторые исключения. Мы знаем примеры, когда ассоциациями разрабатываются этические стандарты. Но контроль над соблюдением таких этических стандартов весьма ограничен, и его сложно назвать эффективным.
На аптечном рынке почти одновременно возникло две саморегулируемые организации, одной из которых является СРО АСНА. Это говорит о том, что подобный формат оценивается субъектами рынка как перспективный и востребованный. Сам факт регистрации СРО — это лишь первый шаг. Насколько такие организации будут успешны, зависит от того, какие стандарты они смогут разработать, какую систему контроля создадут для своих участников, и, самое главное, насколько смогут найти общий язык с регулятором. Сейчас контроль соблюдения стандартов и правил — это полномочия, в первую очередь, Росздравнадзора.
В целом, развитие механизма саморегулирования — это шаг к снижению административной нагрузки на бизнес. В этом есть ценность и для государства, и для участников рынка, и для конечных потребителей.
Какие проблемы может решить саморегулирование? Оно сможет содействовать созданию более эффективных механизмов контроля над деятельностью субъектов рынка. Под эффективными я имею в виду более точные и финансово эффективные.
Конечно, можно построить законодательство таким образом, что контролироваться будет каждый шаг. Но в какой-то момент стоимость такого надзора превысит цену риска, который он снижает. Саморегулирование — это как раз способ снизить издержки контроля в интересах потребителей-пациентов.
Создание СРО — первый шаг к возможному перераспределению полномочий в сфере контроля и надзора. Не стоит ожидать, что оно произойдет быстро. Очевидно, что регулятор будет внимательно оценивать "дееспособность" саморегулирования. Только показав свою эффективность, СРО сможет рассчитывать на принятие решений о перераспределении полномочий. Все в силах саморегулируемых организаций: кто лучше, нежели сами субъекты рынка, понимает, как наилучшим образом организовать собственную работу?
У СРО есть все предпосылки для контроля соблюдения стандартов GxP — всего, что имеет отношение к стандартам качества. Это то, что представляет собой ядро аптечной деятельности. И одновременно то, что контролировать сложнее всего, поскольку есть много нюансов.
Предполагаю, что СРО пока не смогут осуществлять в полном объеме лицензионный контроль — он будет еще долгое время прерогативой государства. Однако возможно, что выносить решения о соответствии лицензионным требованиям регулятор будет на основе заключения о соответствии правилам GxP, которые будут формировать СРО.
Саморегулирование — это инструмент для решения проблем, а не создания конфликта интересов. Оно построено на объединении профессионального сообщества, что предполагает достижение взаимопонимания.
Подчеркну, что саморегулирование не предполагает самоустранения государства от контроля над деятельностью субъектов рынка. Это, скорее, создание двухуровневой системы, когда СРО будет выполнять наиболее массовые и трудоемкие контрольные функции, а решение спорных или неурегулированных вопросов останется за регулятором. Такой механизм работы существует в ряде стран мира. Надеемся, что он заработает и в России.