19.09.2024 Издается с 1995 года №8 (365) авг 2024 18+
19.09.2024 Издается с 1995 года №8 (365) авг 2024
// Тема номера

"Ядро аптечной деятельности" контролировать труднее всего

Федеральный закон №315-ФЗ "О саморегулируемых организациях" говорит о том, что саморегулирование — это деятельность, содержанием которой являются разработка и установление стандартов и правил, а также контроль над соблюдением таких стандартов и правил. 

Глушков Иван
Директор департамента внешних связей STADA в России, член Совета СРО АСНА

Вот ответ на вопрос, чем саморегулируемые организации (СРО) отличаются от других профессиональных объединений.

Большинство профессиональных объединений, не имеющих статуса СРО, не занимается разработкой собственных стандартов и правил и, что важно, не контролирует их соблюдение. Есть некоторые исключения. Мы знаем примеры, когда ассоциациями разрабатываются этические стандарты. Но контроль над соблюдением таких этических стандартов весьма ограничен, и его сложно назвать эффективным.

На аптечном рынке почти одновременно возникло две саморегулируемые организации, одной из которых является СРО АСНА. Это говорит о том, что подобный формат оценивается субъектами рынка как перспективный и востребованный. Сам факт регистрации СРО — это лишь первый шаг. Насколько такие организации будут успешны, зависит от того, какие стандарты они смогут разработать, какую систему контроля создадут для своих участников, и, самое главное, насколько смогут найти общий язык с регулятором. Сейчас контроль соблюдения стандартов и правил — это полномочия, в первую очередь, Росздравнадзора.

В целом, развитие механизма саморегулирования — это шаг к снижению административной нагрузки на бизнес. В этом есть ценность и для государства, и для участников рынка, и для конечных потребителей.

Какие проблемы может решить саморегулирование? Оно сможет содействовать созданию более эффективных механизмов контроля над деятельностью субъектов рынка. Под эффективными я имею в виду более точные и финансово эффективные.

Конечно, можно построить законодательство таким образом, что контролироваться будет каждый шаг. Но в какой-то момент стоимость такого надзора превысит цену риска, который он снижает. Саморегулирование — это как раз способ снизить издержки контроля в интересах потребителей-пациентов.

Создание СРО — первый шаг к возможному перераспределению полномочий в сфере контроля и надзора. Не стоит ожидать, что оно произойдет быстро. Очевидно, что регулятор будет внимательно оценивать "дееспособность" саморегулирования. Только показав свою эффективность, СРО сможет рассчитывать на принятие решений о перераспределении полномочий. Все в силах саморегулируемых организаций: кто лучше, нежели сами субъекты рынка, понимает, как наилучшим образом организовать собственную работу?

У СРО есть все предпосылки для контроля соблюдения стандартов GxP — всего, что имеет отношение к стандартам качества. Это то, что представляет собой ядро аптечной деятельности. И одновременно то, что контролировать сложнее всего, поскольку есть много нюансов.

Предполагаю, что СРО пока не смогут осуществлять в полном объеме лицензионный контроль — он будет еще долгое время прерогативой государства. Однако возможно, что выносить решения о соответствии лицензионным требованиям регулятор будет на основе заключения о соответствии правилам GxP, которые будут формировать СРО.

Саморегулирование — это инструмент для решения проблем, а не создания конфликта интересов. Оно построено на объединении профессионального сообщества, что предполагает достижение взаимопонимания.

Подчеркну, что саморегулирование не предполагает самоустранения государства от контроля над деятельностью субъектов рынка. Это, скорее, создание двухуровневой системы, когда СРО будет выполнять наиболее массовые и трудоемкие контрольные функции, а решение спорных или неурегулированных вопросов останется за регулятором. Такой механизм работы существует в ряде стран мира. Надеемся, что он заработает и в России.

Специализированные
мероприятия
   
АПТЕКА 2024
   
Статьи подрубрики мнение специалиста:
Как трансформируется контроль и надзор в фармотрасли
 Мнение специалиста

Титова Жанна

Директор по качеству-провизор ГК «Сантэнс»

Почему необходимо вернуть фармацию здравоохранению?
 Мнение специалиста

Гридякин Владимир

Генеральный директор ООО «Альянс-Фарм», врач

Вопрос о доступности Феназепама для пациентов в аптеках
 Мнение специалиста

Сучкова Елена

Директор по взаимодействию с органами государственной власти, общественными организациями, по обеспечению доступа на рынки России и ближнего зарубежья АО «Валента Фарм»

Маркировка и индикаторы риска: что меняется в оптовом звене
 Мнение специалиста

Власов Гарольд

Управляющий директор фармацевтического 3PL-оператора NC Logistic

Растет число обращений от производителей БАД и медизделий
 Мнение специалиста

Курашева Светлана, Вице-президент по развитию операций ГК «Сантэнс»

Чмелев Владимир, Руководитель департамента бизнес-технологий ГК «Сантэнс»

Волошина Светлана, Ведущий менеджер по продажам CTT ГК «Сантэнс»

Специализированные
мероприятия
   
АПТЕКА 2024