24.11.2024 Издается с 1995 года №10 (367) окт 2024 18+
24.11.2024 Издается с 1995 года №10 (367) окт 2024
// Тема номера

Запас прочности у фармпрома есть, но он на исходе

На мой взгляд, ключевой проблемой отечественной фармпромышленности является доступ к зарубежным рынкам сбыта. Без него сложно представить решение второй задачи — инновационности, разработки и производства оригинальных готовых ЛС. Задача эта, в свою очередь, связана с потенциалом производства АФИ в России.

Горшков Андрей
Главный исполнительный директор "Озон Хелскеа" (ГК "Озон Фармацевтика")

Вероятно, человечество вошло в период революционных изменений в области наук о здоровье и это серьезно изменит картину нынешней фармы в ближайшие десятилетия. Биотехнологии и генная инженерия приведут к таким же переменам, какие когда-то изменили медицину и химию как науку. Однако развивать компетенции по сотрудничеству с другими странами мира нужно учиться уже сейчас.

Что касается актуального сегодня вопроса о себестоимости производства лекарственных средств, то никаких перспектив по снижению здесь, на мой взгляд, нет. Зато можно гарантировать рост затрат и издержек… Это видится всеобъемлющей проблемой.

На лекарственном рынке просматриваются весьма противоречивые тенденции. С одной стороны, растет спрос на все более дорогостоящую продукцию. Доля лекарственных препаратов с розничной ценой до ста рублей за упаковку неуклонно снижается на протяжении многих лет на фоне роста продукции с ценой выше 700-800 рублей. И это в большинстве своем розничная реализация, т.е. сигналы с рынка. С другой стороны, покупатели–пациенты, хотя и голосуют рублем против недорогих лекарственных препаратов, так или иначе заявляют о дороговизне. Вот две противоречивых тенденции, требующих понимания.

Себестоимость производства растет из-за инфляции, которая разбушевалась не только в нашей стране, но и во всем мире. Увеличивается стоимость АФИ, стоимость энергии, труда. Производитель на нерегулируемом рынке эквивалентно повышает цены, стремясь к сохранению пропорций. Однако в ситуации ограничения цены, как в фармацевтической сфере, рост издержек при сдерживании цен приводят к диспропорциям. И они растут.

Нельзя говорить, что эти процессы сейчас выглядят угрожающе, но также нельзя не видеть в этом опасности. Запас прочности у фармпрома есть, но он на исходе. Такое положение дел вряд ли будет способствовать решению стратегических задач — развитию инноваций и выходу на международные рынки.

Без поддержки регулятора российская фарма останется в большей части "местечковой" индустрией, освоившей только свой рынок. Но так, вероятно, скажет представитель любой промышленности…

На мой взгляд, главное, что может сделать государство, — продолжить отстаивать позиции национальной фармы. Добиваться равноправия для нашей продукции на рынках тех стран, которые беспрепятственно поставляют нам свою продукцию. Искать приемлемые и оправданные способы "затруднений" для тех импортеров, чьи рынки закрыты для нашей продукции. Равенство в данном вопросе особенно необходимо.

Специализированные
мероприятия