14.11.2024 Издается с 1995 года №10 (367) окт 2024 18+
14.11.2024 Издается с 1995 года №10 (367) окт 2024
// Тема номера

Жизненно необходимое регулирование

Топ-менеджеры и государство тщательно отслеживают ситуацию, складывающуюся на фармрынке. Как происходит ценообразование на этом непрозрачном поле деятельности?

Существующая система регистрации цен является формальностью

Мелик-Гусейнов Давид
Генеральный директор ЦМИ «Фармэксперт: Аналитика и Консалтинг» (бывший, в н/в – независимый эксперт)

Стремление фармацевтических компаний и многочисленных посредников в этой цепочке извлекать сверхприбыли, пользуясь несовершенством правовой базы, можно наглядно проиллюстрировать. Из примера видно, что конечное звено товарно-денежной цепи (аптека) имеет скромные сверхприбыли (0,05 млрд дол. против дистрибьютора с его 87,5 млрд дол.). В среднем по рынку 4,3 % производителей, 2% дистрибьюторов, с аптеками дела обстоят лучше: 15% аптек довольны своими выручками. Такой расклад непроизвольно, но подталкивает представителей товарно-денежной цепи работать с дорогим ассортиментом.

В 2001 г. в аптечной сети 25% составляли препараты стоимостью менее 30 руб., в 2009 г. они уже составляли не более 9%. Вымывание с рынка дешевой продукции – необратимое явление, а регулирование только ускорит этот процесс.

Существующая система регистрации цен на лекарства, по сути, является формальностью. Когда в 1991 г. создавался перечень ЖНВЛС, Россия переживала кризис. Нечто подобное наблюдалось и в 1998 г., когда кризис пошел на второй круг. Существуют две цели, которые преследует список ЖНВЛС. Первая из них – принять неотложные меры по обеспечению населения лекарственными средствами. Вторая идет несколько вразброд с первой: государство – единственный крупный монополист, который берет на себя роль контроля над распределением ЛС.

В подтверждение приведу официальную статистику Росздравнадзора. Регулирование цен до 2010 г. было на самом деле фикцией, пустой формальностью. Всего 62,4% от общего количества регистрационных удостоверений были жестко зафиксированы в ценовом диапазоне из утвержденного Перечня. Еще меньше – 43% имеют привязку к МНН и всего 6,6% препаратов, имеющих хождение на фармрынке, имеют жесткую привязку к конкретному ценовому параметру. Основной рынок сбыта ЖНВЛС – государственный сегмент. Не стоит упускать из вида, что государство, привязывая некоторые препараты к жесткой цене, заботится не о ценовой доступности медикаментов для граждан, а фиксирует свои собственные расходы на лекарственное обеспечение. 83,4% составляют ЖНВЛС – продукция в государственном сегменте, 54% – розничный сегмент. Этот список не характеризует стратегию «Фарма-2020», в первую очередь, он ориентирован на дженериковое обеспечение.

Сегодня, когда наблюдается тотальная зависимость рынка от нестабильной экономической ситуации, активно идет процесс внедрения иностранного капитала в российский экономический сегмент. Основным двигателем прогресса в настоящее время является товарно-денежная цепочка, кроме того, у нас имеются 83 субъекта Федерации. С момента вступления в силу с 1 сентября Федерального закона «Об обращении лекарственных средств», все остальные ему сопутствующие документы теряют смысл. Федеральные органы власти получат действенные инструменты расчета.

Снижение динамики на 1–2% — некритический показатель

Нечаева Юлия
Директор по исследованиям DSM Group

Наш фармацевтический рынок очень удивительный, не проходит и года, чтобы у нас не появилось какое-нибудь новшество. В 2010 г. на динамику фармрынка накладывает отпечаток прошедший кризис. Апрель, май 2010 г. растут к аналогичным периодам прошлого года существеннее. Оживление в нынешнем году связано выходом из кризиса. Уникальность нынешнего года легко объяснить появлением нового списка ЖНВЛС. Как регуляторные вопросы скажутся на фармацевтическом рынке?

К Перечню ЖНВЛС отнесены 495 препаратов, однако за пять месяцев 2010 г. на рынке из озвученных выше встретились только 420. В Перечень попали 4000 препаратов, а Росздравнадзор РФ дает другие показатели – 7000. Какие изменения произошли в списке ЖНВЛС?

Часть импортных препаратов была заменена на соответствующие отечественные аналоги. Если ранее «джентльменский набор» оценивался в 90 руб., то сейчас он не потянет более чем на 60 руб. В группу ЖНВЛС угодили 29% отечественных препаратов, в отличие от 22% в 2009 г. Недостающую нишу (75%) в Перечне ЖНВЛС занимают импортные препараты. К сожалению, пока ни о какой поддержке отечественного производителя речи быть не может.

Нелегко говорить о динамике ЖНВЛС именно в 2010 г., потому что и Перечень поменялся, и объемы также не оставались на постоянном уровне. Динамика ЖНВЛС в 2010 г. чуть ниже, не отмечена положительная динамика и на самом фармрынке. Снижение динамики на 1–2% – некритический показатель, вероятнее всего, к осени индекс ЖНВЛС нормализуется. О

дним из позитивных факторов можно считать снижение цен. Расчет индекса за пять месяцев 2010 г. показал, что в целом цены на рынке снизились на 1,4%, а в списке ЖНВЛС падение цен чуть больше – 3%. Самый ощутимый скачок (на 1,5%) был зафиксирован в апреле, когда с новым списком ЖНВЛС начали знакомиться широкие слои населения.

Ради того, чтобы понять, связано ли нахождение препарата в списке ЖНВЛС со скачком цен, я условно поделила лекарства на четыре группы. Первая группа – препараты, которые были в Перечне в 2009 г.; вторая – те из них, которые появились там благодаря новому Перечню; третья – препараты, которые к ЖНВЛС относились всегда, и, наконец, четвертая группа – препараты, которых там не было никогда. Выяснилось, что больше всего выросли в цене препараты условной четвертой группы, которые были включены в список с 2010 г. Оказывается, включение в Перечень ЖНВЛС этих препаратов дало производителям дополнительный толчок для роста производства.

Одной из часто обсуждаемых проблем можно называть «вымывание» дешевых препаратов. Пока ситуация на рынке стабильная. На сегодня около 70% приходится на оборот препаратов ценой не более 50 руб. Давайте представим себе хотя бы на мгновение, что произойдет, если система «вымывания» дешевых препаратов заработает? Тридцать МНН имеют разброс цен в 40 раз, пятьдесят МНН – до 20 раз. Как видно из наглядного примера, перед нами неплохой вариант применения сил, знания, опыта, мастерства и для дистрибьюторов, и для аптечных сетей. А что если перечисленные кандидаты выберут какую-либо из схем для своего дальнейшего развития?

В том случае, если они станут закупать дешевые препараты или МНН, то выручка аптек упадет примерно в 7,5 раза. Если они станут реализовывать товар по средней цене, то выручка снизится в 2,25 раза. Положение в корне изменится, если аптеки станут успешно реализовывать дорогостоящие препараты. Выручка аптек увеличится в 6 раз. Очень соблазнительно и заманчиво пойти по этому пути.

С другой стороны, сойдет на рынке и средняя цена. Та задача, которая была поставлена (увеличение средней стоимости упаковки, повышение качества обслуживания), останется неразрешенной.

Как этого можно избежать? Если цена препарата не превышает 50 руб., то средняя наценка колеблется в районе 32%. Препаратов ценой более 500 руб. всего 21% от общего количества. Увеличение разброса цен на дешевые препараты (стоимостью до 50 руб.) приведет к тому, что аптеки ничего не потеряют. Из опасения они начнут закупать преимущественно дешевые препараты. В этой связи хотелось, чтобы аптеки и дистрибьюторы нашли компромисс на рынке, чтобы карикатура на владение ситуацией осталась в качестве повода посмеяться, а не как иллюстрация сложившейся ситуации на фармрынке.

По материалам круглого стола РАФМ, 24.06.10

Специализированные
мероприятия
 
ПрофМитинг