Образование непрерывное, недоступное
В непрерывном медицинском и фармацевтическом образовании, как в огромном увеличительном стекле, отразились самые болезненные проблемы системы здравоохранения в целом и фармации в частности.
Непрерывность образования подразумевает постоянный процесс обучения специалиста, без которого его профессиональная деятельность станет невозможной. Фармацевтические специалисты, на основании Федерального закона №323–ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации", а также приказа Минздрава России от 25.02.16 №127н, обязаны проходить 50 часов обучения в год: 36 из них приходится на очные программы, 14 — на дистанционные.
Специалист, набравший за 5 лет 250 учебных часов, получает право на допуск к аккредитации. Без аккредитационного экзамена работать по специальности провизоры и фармацевты не смогут. Уже сейчас они получают свои последние сертификаты, а вместе с ними обязанность ежегодно проходить 50 часов учебных занятий.
Учет и регистрация участия аптечного работника в системе непрерывного медицинского и фармацевтического образования (НМФО) происходят таким образом – на едином портале непрерывного медицинского и фармацевтического образования Минздрава России www.edu.rosminzdrav.ru:
- каждый провизор и фармацевт должен открыть личный кабинет, где накапливаются полученные им образовательные баллы;
- на аккредитованных по НМФО мероприятиях специалист получает сертификат участника программы, в котором указан уникальный код участника, позволяющий зарегистрировать полученные баллы;
- затем фармацевтическому работнику предстоит самостоятельно внести этот код в личный кабинет.
Единственная сложность, связанная непосредственно с системой непрерывного образования, — привязанность к электронике. Медицинские и фармацевтические вузы постоянно напоминают специалистам: обязательно сохраняйте все бумажные варианты всех документов по непрерывному образованию. А еще — время от времени заходите в личный кабинет, распечатывайте свое портфолио. Ни одна компьютерная система от сбоев не застрахована.
Регистрация в личном кабинете в настоящее время довольна сложна, и даже опытный пользователь компьютера тратит на этот процесс около получаса. Сложности бывают и после того, как кабинет, наконец, благополучно открыт. Возникают компьютерные сбои даже на экзамене для выпускников, что, к сожалению, наблюдалось на первичной аккредитации в 2016 г. А ведь через несколько месяцев путевку в жизнь будут получать уже не сравнительно малочисленные фармацевты и стоматологи, а лечебные и педиатрические факультеты. И тогда, опасаются профессионалы отрасли и высшая школа, электронная система, в которую одновременно войдут тысячи специалистов, просто–напросто обрушится. Возникнет ситуация, аналогичная допродажам билетов на выставки знаменитых художников в Третьяковской галерее: в назначенный день и час сайт перестанет отвечать на запросы.
Данное предостережение адресовано, скорее, организаторам процесса: первичная аккредитация начнется через два месяца, и за это время наладить работу электронных систем еще возможно.
Если же оставить сложности с электроникой "как есть", в надежде на то, что аптечные работники привыкнут, то "проблема личного кабинета" вытолкнет из профессии огромное количество специалистов.
Возникнет опасная диспропорция: посредственный провизор, но "продвинутый пользователь", в системе непрерывного обучения останется, а вот профессионал, нашедший общий язык с пациентом, но не с компьютером, станет аутсайдером.
А СУДЬИ КТО?
Не только специалисты получают аккредитацию. Их учителя тоже.
Учебные заведения, желающие принять участие в системе НМФО, должны аккредитовать свои обучающие программы в совете НМФО. По словам Елены Ватутиной, генерального директора фармацевтического центра "Знание",некоторые вузы даже не знают, как это сделать и что это обязательное требование к данным программам. Вуз считает, что если образование происходит "непрерывно", то это уже и есть НМФО. Аптеки, проходящие такое "НМФО", через пять лет ждет неприятный сюрприз.
Еще одна проблема — несогласованность действий среди тех, кто НМФО должен внедрять и популяризировать. Уровень информированности о новой системе крайне низок. Это касается не только провизоров, их работодателей, но и самих вузов. Между участниками НМФО до сих пор не налажены необходимые взаимодействия, чтобы процесс непрерывного образования был простым для аудитории.
Совет НМФО оценивает образовательные мероприятия по старинке: чем оно продолжительнее, тем весомее. В расчет не берутся тематика, сложность, профессионализм преподавателей. Может случиться, что мероприятие с обучающей программой, поданное на аккредитацию за три месяца до даты проведения и имеющее в активе актуальную тему и именитых преподавателей, не состоится по той причине, что оно все еще находится на рецензировании. А с рецензентами, увы, связи нет.
Регулятор объясняет такое положение дел следующими причинами: совет НМФО перегружен заявками, нет у него договорных отношений с рецензентами, нет регламентов рассмотрения заявок, бюджетных средств на развитие образования не хватает, а финансовой поддержки НМФО со стороны участников рынка — нет.
Нет финансирования — нет быстроты решения вопросов. Посему сложности операционных вопросов и вопросов взаимодействия не регламентируются и затягиваются, открытый диалог всех заинтересованных сторон не налажен. Можно только надеяться, что это — сложности на этапе становления новой системы, а не глобально системные.
И надеяться, что государство найдет способ привлечения внебюджетных средств в свои непродуманные проекты. В этом ему нет равных.
КОГДА КАДРЫ РЕШАЮТ…
Кадровый вопрос — одна из главных проблем, отразившихся в зеркале непрерывного образования, значительно обострившихся в процессе его внедрения. В сегодняшней аптеке трудятся около восьми–десяти человек, и речь идет не об одних первостольниках, а о штате аптечной организации в общем и целом. В недавнем прошлом число сотрудников в средней, "рядовой" аптеке измерялось не единицами, а десятками. Рецептурно–производственный отдел, льготный отпуск — все это было не исключением, а правилом. И замена специалиста, отправленного на учебу, представляла проблему значительно менее серьезную, чем сегодня.
В наши же дни провизоры и врачи не могут отпроситься у руководства даже на те учебные семинары, которые проходят онлайн. В течение часа, на который специалист переключится с трудовой деятельности на образовательную, кто будет принимать посетителей аптеки и отпускать им лекарства? Кадры сокращены до предела и редко когда оставляют заведующему аптекой возможности для маневра.
Серьезной проблемой оказалась и нехватка доступных обучающих семинаров. Слово "доступность" здесь нужно понимать в нескольких смыслах одновременно. В том числе в самом известном в системе здравоохранения (особенно за пятилетку "оптимизации"). Врач, а тем более фармацевт, прошедший образовательный семинар за счет средств ОМС, — не повседневное положение дел, а скорее инновация. Этой инновации с большим трудом добиваются профильные вузы.
27 СЕМИНАРОВ НА ВСЮ СТРАНУ
Платность непрерывного образования — один из мощнейших факторов, способных выдавить из фармации и медицины огромное количество специалистов. Иногда за заветными баллами (напомним, за год их нужно набрать 50) врачам и фармацевтам необходимо ехать в другой город.
"По специальности "Рентгенология" существует всего один электронный модуль. То есть баллы можно набрать только конференциями. Работодатель участие в конференциях, проезд, проживание и вообще что-либо оплачивать отказывается. Как быть в такой ситуации?" — обращается врач–рентгенолог к декану факультета дополнительного образования одного из российских медицинских вузов.
Для консультаций специалистов медицины и фармации в РязГМУ им. академика Павлова давно создана группа в соцсетях. Ее автор и основатель, декан факультета ДПО Мария Фомина, дает доктору такой совет: "Строго говоря, разработка электронных модулей и т.п. мероприятий должна быть работой профессиональных сообществ, которая пока, к сожалению, недостаточна. Единственное, что мы можем как представители вуза — это подавать на аккредитацию конференции по "дефицитным" в плане мероприятий специальностям, выступая в качестве провайдера. Про рентгенологию известно, что с мероприятиями там проблемы, поэтому сейчас подаем на аккредитацию конференцию по этой специальности. И еще, сайты профессиональных сообществ и сам портал НМО предусматривают обратную связь: точно знаю, что представители некоторых специальностей вносили свои замечания по поводу малого количества электронных модулей и ситуация как-то налаживается — попробуйте и этот путь".
Фармации сегодня не легче, чем рентгенологии. Так, всеми провайдерами совета НМФО вместе взятыми для провизоров было проведено совокупно 27 мероприятий по всей стране. И только 4 из них — онлайн, рассказала МА генеральный директор фармацевтического центра "Знание" Елена Ватутина.
Это на всю страну, от Калининграда до Владивостока… Конечно, нехватка кадров и финансов продолжит сказываться еще длительное время, но чем активнее станут участвовать в процессе врачи и фармацевты, тем короче будет период, когда предложение аккредитованных мероприятий будет в разы ниже, чем необходимость в них.
Каждое внесенное замечание, каждая предложенная тема сегодня жизненно важны для фармации и медицины. Ведь в любой трудной ситуации есть две стратегии поведения. Первая — сказать себе "ничего сделать нельзя" и постараться избежать контактов со сферой, в которой возникли сложности. Применительно к аптеке и клинике это означает: если обязательное профессиональное образование получить слишком затруднительно, лучше сменить профессию.
Массовый исход врачей в медицинские представители страна уже наблюдала. Но он был обусловлен лишь необходимостью выживать с финансовой точки зрения. И в тех регионах, где зарплатами докторов действительно озаботились, достаточно быстро начался обратный процесс.
Да и провизоры, поработав медицинскими представителями, тоже возвращаются в аптеки. Но при сегодняшних организационных сложностях системы НМФО вернуться может оказаться некуда. Платность образования, малое количество мероприятий, в т.ч. онлайн, и дефицит кадров — все эти факторы и по отдельности, и вместе стали серьезной угрозой для небольших аптечных организаций. Не потянув бремя вступления в непрерывное образование, маленькие аптеки и сети просто-напросто закроются.
Второй способ реагировать на житейские сложности — как ни банально, взять себя в руки и отправиться на поиски методов решения. Применить его на практике бывает трудно из–за того, что даже среди специалистов огромное число выбирает стратегию под названием "ничего сделать нельзя".
УЧИТЬСЯ, УЧИТЬСЯ И ЕЩЕ РАЗ УЧИТЬСЯ!
Переход в систему непрерывного образования не только обострил действующие проблемы фармации и здравоохранения в целом, но еще и подтолкнул профессионалов к осознанию простой истины: если нас будет много — нам станет проще.
Ведь проблема не в идее "образования через всю жизнь", которую сегодня считают позаимствованной за рубежом как пример передового западного опыта. Давно ставшая афоризмом фраза "учиться, учиться и еще раз учиться" была лозунгом, под которым наша страна смогла в первой половине ХХ в. ликвидировать безграмотность в буквальном смысле этого слова и создать не имевшую аналогов в мире систему здравоохранения, где шансы пациента на спасение жизни не зависели от его кошелька. Курсами повышения квалификации, пусть и в морально устаревшем на сегодня варианте "один раз в пять лет", специалисты медицины и фармации тоже обязаны той самой системе.
Неслучайно за непрерывное образование медицинское и фармацевтическое сообщество современной России боролись многие годы. А фармацевты и врачи, несмотря на все организационные сложности, искренне интересуются аккредитованными мероприятиями, даже если баллов набрано уже достаточно.
Правда, возникает парадоксальная ситуация: за все, что сверх ежегодных 50 часов, специалист, желающий повысить свой профессиональный уровень, обязан платить. Все дополнительное становится внебюджетным. Кстати, многие предпочитают очные семинары — обмен опытом с коллегами ценен даже тогда, когда для этого необходимо ехать в другой город.
Допустит ли профессиональное сообщество, чтобы идея непрерывного образования разбилась о бюджеты и электронику?
Проблема с образовательными баллами может сильно ударить по тем, кто работает в мелкой аптечной рознице в регионах.
В современном мире медицинская информация обновляется все быстрее, и врачу необходимо постоянно совершенствовать и актуализировать свои знания и навыки.
На мой взгляд, внедрение системы НФО — это прогрессивный шаг в области организации образовательного процесса для фармацевтических работников.
Сейчас активно меняются условия развития фармацевтического сегмента рынка, и в связи с этим существующая многие годы система дополнительного профессионального образования (ДПО) не может обеспечить должное сопровождение специалистов на пути профессионального соответствия и роста.
Фармацевтическая отрасль стремительно развивается, особенно в нашей стране.
О том, как организована работа в системе НМФО и что необходимо доработать в аккредитационных процессах, рассказала МА председатель Фармацевтической ассоциации Санкт–Петербурга и Северо–Запада и общественной организации "Санкт–Петербургская профессиональная ассоциация фармацевтических работников" Татьяна Зайченко.
3 апреля корреспондент МА побывал в стенах Санкт–Петербургской химико–фармацевтической академии. Напомним, именно выпускники СПХФА были первыми, кто прошел первичную аккредитацию.
"Обязательно и срочно" — не всегда означает "понятно". Непрерывное медицинское и фармацевтическое образование вызвало у специалистов массу вопросов задолго до своего старта.
Сам подход непрерывного образования в целом, безусловно, правильный. На фармацевтическом рынке каждый год появляется масса новых препаратов, компаний, подходов к лечению тех или иных заболеваний.