Это понятие ВОЗ определяет как способность отдельных лиц, семьи, сообществ укреплять, поддерживать здоровье, заниматься профилактикой болезней и справляться с заболеваниями при помощи мед. учреждения или самостоятельно.
Цель соответствующей концепции, сформированной ВОЗ в 1983 году и ставшей ответом на увеличение нагрузки на системы здравоохранения в мире, — создание среды, в которой люди имеют определенные навыки и знания, а также поддержку медиков для самостоятельного и осмысленного принятия решений относительно своего здоровья.
Чтобы жить долго и в здравии
Как полагают специалисты, в ближайшее время в здравоохранении потребность в ресурсах будет расти в геометрической прогрессии. Сегодня полпроцента населения потребляет 25% ресурсов здравоохранения, 10% населения — 75%, 50% — 3%, и чтобы у этой системы были время и ресурсы для оказания качественной помощи, надо значительную ее часть организовать совместными усилиями в рамках ответственного отношения к своему здоровью.
Максим Агарев, руководитель GR-проектов "Яндекс", приводит данные совместного с АИТЗ опроса более 1000 человек в текущем году о важных для людей параметрах ответственного отношения к здоровью. На первом месте отношение ко сну (76% отметили, что им времени на сон не хватает), на втором — здоровье питание, далее — вредные привычки и контроль веса. Лишь 44% респондентов считают важной диспансеризацию. "Обращение к врачу отодвигается на более поздний срок. Люди не боятся самостоятельно принимать решения по улучшению здоровья, какими лекарствами лечиться. Пациент тоже ответственная сторона и большинство считает, что могут оценивать преимущества и недостатки различных вариантов лечения", — отмечает М. Агарев. Он добавляет, что среди причин обращения к врачу на 1-м месте — лечение и контроль хронических заболеваний, на 2-м — оформление больничного и… ухудшение состояния на фоне самостоятельного лечения — на 3-м.
"Люди все больше прибегают к интернету, чтобы разобраться до обращения к врачу в собственном состоянии, оценить клиническую картину. Характер запросов становится все более квалифицированным, то есть больше изучаются инструкции к лекарствам, человек пытается разобраться в сути заболевания", — говорит он.
Об отношении ответственном и безответственном
Но, надо отметить, в нашей стране понятие "ответственное отношение к здоровью" имеет несколько другой смысл, чем вкладывала в него ВОЗ изначально. Лариса Попович, директор Института экономики здравоохранения (НИУ ВШЭ), считает, что в российских публикациях об этой новой концепции дается не совсем удачный перевод английского термина, который звучит как self–care (самопомощь).
"Мне кажется, что нам в российской транслитерации лучше говорить об "ответственном отношении к своему здоровью", потому что ассоциации, которые возникают, когда говорится о самолечении, далеко не самые позитивные. Наши люди под самолечением понимают либо водку с перцем, либо "таблетки, как у тети Вали", либо советы случайных людей в интернете. Вот такое поведение на самом–то деле является как раз безответственным лечением. И его уровень среди наших сограждан очень высок: до 60% россиян говорят, что предпочитают лечиться самостоятельно.
Причины, по которым наши люди не очень стремятся в медицинскую организацию, могут быть очень разными: не доверяют квалификации врачей, не имеют времени, боятся очередей или не могут записаться к нужному специалисту, потому что специалистов просто не хватает. В конце концов, неважно, почему люди предпочитают профессиональному совету такой вариант рискованного поведения, важен результат", — поясняет Лариса Дмитриевна.
Она уверена, в стремлении к самостоятельности в отношении своего здоровья нет ничего плохого. Во многих странах оно поддерживается сейчас как вариант облегчения нагрузки на медицинскую сеть. "Другой вопрос, — говорит эксперт, — в каких условиях будет осуществляться эта забота. Если человек плохо представляет, как работает его организм, что такое нормальные, а что такое патологические функциональные проявления, в каких случаях можно выпить обезболивающее и успокоиться, а в каких нужно срочно бежать к врачу, то ничего хорошего от такой ситуации ждать не приходится".
"Для того, чтобы нормально заработала система ответственного отношения к своему здоровью, человек должен быть достаточно образован и культурно развит, он должен понимать, где брать информацию о своем состоянии, каким источникам можно доверять, а в каких написана ерунда, уметь анализировать разные данные и о себе, и о своих близких", — не сомневается Л.Д. Попович. Только формирование образованного сообщества в ответственной среде регуляторов, производителей лекарств и мед. изделий, врачебного сообщества, аптечных работников может стать основой создания ответственного отношения к своему здоровью. "Мы только начинаем обсуждать эту тему, понимая, что она строится из множества элементов, но ключевым все равно является ответственность на всех уровнях — от правительства до самого пациента", — говорит эксперт и призывает формировать культуру ответственного отношения к своему здоровью только убеждением, пояснениями, что такое здоровье и какие последствия будут из–за деструктивного поведения, попытками достучаться правильными словами, через правильные каналы, обращаясь к душе человека, а не криками о наказании.
"В 2008–2009 годах обсуждалось включение в закон "Об обязательном медицинском страховании" нормы о санкциях для пациентов, которые не выполняют рекомендации врача. Я тогда на заседании привела пример: одинокая многодетная мать работает на трех работах, чтобы прокормить детей, у нее анемия. Ей советует врач много есть, много спать, поехать на отдых. Если она это не выполнит, ее финансово накажут. Вы что, хотите такой ситуации? Мы же не знаем предыстории конкретного пациента, который, например, не бросает курить даже после сложной операции на сердце. Нельзя быть судьей выше Бога и нельзя наказывать человека, который находится уже в беде. Хотя отрицательное подкрепление всегда эффективно: страх мобилизует, но добиться хороших и длительных результатов можно только на положительном подкреплении, это вам скажет любой дрессировщик", — говорит Лариса Дмитриевна.
Образовательное воспитание в вопросах здоровья должно начинаться уже со школы. "На уроке биологии, которые сегодня до такой степени редуцированы в ряде классов, что это уже вызывает тревогу, учитель вполне в состоянии рассказать о принципах возникновения заболеваний, о патофизиологических состояниях организма, о последствиях, к которым может приводить то или иное неправильное поведение, питание, отсутствие движения и прочее. Принципы поддержания здоровья должны войти обязательно в образовательные программы, начиная с детского сада. Дети мобилизуют взрослых куда быстрее, чем взрослые детей. Образование, информирование, стимулирование, уговоры — все это работает", – убеждена Л.Д. Попович.
Она рассказывает о различных методах воздействия на поведение человека, которые могут применяться в зависимости от того, к какому типу относится человек, какие у него ценностные характеристики, как он относится к своему здоровью. Несмотря на то, что мы живем в одно время и в одной стране, мы все очень неодинаковы. "У нас разные ценностные ориентации, разный жизненный опыт, разное отношение к советам врачей, — напоминает эксперт. — Очень дисциплинировано старшее поколение, которому нужно правильно и доходчиво рассказать о каких-то важных вещах, о принципах ухода за собой. Активно интересуются состоянием своего здоровья и методами его поддержания молодежь из поколения Z, до 25-28 лет. Им можно предлагать игровые формы подачи информации. Поколение X, сорокалетние, — это очень рациональные люди, им нужно по-другому рассказывать. А беби–бумерам, современному поколению "молодых пенсионеров", стремящихся к сохранению своей молодости, можно подавать информацию через эту ценность. В каждом поколении, в каждой группе нужно разговаривать по–своему". И здесь встает вопрос персонифицированного подхода к человеку и в системе здравоохранения, и в системе социальной защиты, и в системе охраны здоровья.
Лариса Дмитриевна акцентирует внимание на том, что индивидуальный подход требует интеллектуальных усилий, серьезного изменения мышления организаторов здравоохранения, администраторов и всех тех, кто профессионально этим занимается. Без этого изменения ситуации ожидать тщетно.
Чтобы пазлы совпали в общей картине
Директор Института экономики здравоохранения говорит и о другом аспекте ответственного отношения к здоровью, который предполагает применение пациентом самостоятельно безрецептурных ЛП для купирования легких состояний, перечень которых не так велик, но достаточно распространен (простудные состояния, аллергии, мигрени, хронические состояния, хорошо знакомые пациенту и пр.). На повестке появляется тезис о глубоком погружении фармацевтов в систему здравоохранения.
"Во–первых, они видят пациента, может быть, даже дольше, чем врачи на приеме, во-вторых, у них куда более обширное знание информации о ЛП, их совместимости, потенциальных побочных реакциях, к тому же у них совершенно иные коммуникативные навыки. Они же занимаются еще и коммерческой деятельностью, а значит, лучше работают с конкретным человеком, то есть пациентоориентированно. Если они будут уметь различать ситуации, требующие экстренной медпомощи, которые не могут быть купированы рутинными средствами, это очень здорово поможет первичному звену здравоохранения. Ведь исторически аптекари являлись и целителями в том числе. Конечно, мы недооцениваем потенциал аптечных работников, а вот Великобритания в своей Стратегии развития здравоохранения пытается закрыть недостаток врачебного персонала путем привлечения к оказанию первичных консультаций как раз аптечных работников. Это уже мировая практика. Для этого у нас нужно менять программу образования либо программу повышения квалификации", — уверена Л.Д. Попович.
Продолжает тему, делая акцент на приобретении в аптеке лекарств, Елена Неволина, исполнительный директор Ассоциации индустрии товаров для здоровья и Национальной фармацевтической палаты. Она подчеркивает, что концепция ответственного отношения к здоровью — понятие достаточно широкое, и это далеко не только здоровый образ жизни. Отказ от губительных привычек — один из компонентов ответственного отношения к своему здоровью, но при этом еще важна и самопомощь, самостоятельное применение безрецептурных препаратов при легких недомоганиях, а также — точное и осознанное выполнение пациентом рекомендаций врача в ходе лечения. "Что такое безрецептурный препарат? Критерии определения категории отпуска установлены решением Евразийской комиссии ЕАЭК №178, и все они касаются безопасности применения лекарства. То есть регистрируя препарат как "безрецептурный", производитель гарантирует что этот препарат имеет достаточно высокий профиль безопасности", — поясняет Елена Викторовна и выражает сожаление, что фармацевты перестали консультировать. В ряде случаев идет простое удовлетворение спроса.
К сожалению, когда обращаются за фармконсультированием по самодиагнозу, человек зачастую получает совет приобрести рецептурный препарат. "Границы консультирования по симптомам предполагают, что фармацевты могут говорить только о симптоматической терапии и только безрецептурными ЛП, это и должно лечь в основу фармконсультирования. Фармацевты должны четко понимать, какие симптомы сигнализируют, что потребителю самолечение противопоказано и ему необходимо обратиться к врачу для постановки диагноза. Эти симптомы называются "тревожными" или, как говорят во врачебном сообществе, "красными флагами", — говорит исп. директор АИТЗ. В Национальной Фармпалате занимаются повышением квалификации фармспециалистов в рамках неформального образования, но разработкой программ обучения студентов занимаются образовательные организации. Задача — максимально обучить аптечных сотрудников фарм. консультированию с акцентированием на тревожных симптомах, чтобы они четко понимали, что ни в коем случае нельзя предлагать в рамках консультирования рецептурные препараты.
"Что касается образования специалистов, могут быть различные подходы: неформальное образование, проводимое профессиональным сообществом; в ряде регионов активные ассоциации проводят обучающие мероприятия по фармконсультированию, чтобы научить фармацевтов выявлять тревожные симптомы на основе данных, которые ему может предоставить посетитель аптеки; по пониманию разницы между рецептурными и безрецептурными ЛП, где главный критерий различия — безопасность потребителя", — замечает Е.В. Неволина.
Ориентиры на особенности своего организма
Большую проблему представляет информация в Интернете: блогеры (хотя они тоже могут доносить информацию, но предварительно она должна верифицироваться мед. сообществом), отзывы о лекарственных препаратах на сайтах аптек, реклама мед. товаров с использованием имен известных врачей. "Человек верифицировать такую информацию не может. Люди ориентируются на чужое мнение, не учитывая свои особенности здоровья. Без медицинской поддержки (напомню, у нас есть Институт профилактической медицины) ситуацию сложно изменить", — уверена Елена Викторовна. Эксперт уточняет, что когда в аптеке что–то продается, то это не просто продукт питания. Продукты лечебного питания тоже надо знать, как правильно применять. И детям об этом рассказывать. "Моя любимая поговорка звучит так: "Капля точит камень не силой, а частотой своего падения". Если мы будем часто на всевозможных площадках поднимать тему ответственного отношения к своему здоровью, думаю, это положительно скажется на развитии данной культуры в России", — убеждена Е.В. Неволина.
Все хотят жить долго и в добром здравии, значит, необходимо осознать ответственность за здоровье самому человеку и всем специалистам, которые ему в этом могут профессионально помочь.