ПЕРВОКУРСНИК — ЕЩЕ НЕ СТУДЕНТ?
Пандемия 2020 г. подтвердила особый, чрезвычайно важный статус врача. И руководители медицинских вузов уже ощутили повышенный интерес к этой профессии среди абитуриентов. С одной стороны, это радует. А с другой…
"Недостаточное внимание к образованию вообще и к школьному образованию в частности сказалось на качестве подготовленности выпускников. И при очень высоком рейтинге медицинского образования и высоком конкурсе в наши вузы на сегодняшний день к нам приходят абитуриенты со средним баллом 85–90 по результатам ЕГЭ. Это явно низкий показатель. Неудивительно, что уже в процессе учебы около 30% студентов мы отчисляем из вуза. Это говорит о том, что не только система ЕГЭ недостаточно объективно оценивает знания выпускников, но и о неспособности современного вчерашнего школьника понять, насколько трудоемко медицинское образование", — сожалеет ректор Первого Санкт–Петербургского государственного медицинского университета имени И.П. Павлова, проф. Сергей Багненко.
Особенно неготовность недавних выпускников школ к учебе в медвузах проявляется на первом курсе обучения. Многие просто даже не подозревают, насколько необходимо мобилизоваться, чтобы не допускать задолженности по предметам. "В связи с этим мы примерно на одну треть увеличили количество принимаемых студентов на первый курс. С тем, чтобы добиться нужной численности выпускников после отсева. По сути, это продолженный экзамен для первокурсников, — признается Сергей Багненко. — И пока это неизбежно, т.к. преподавателям нужно понять, кто в дальнейшем действительно может стать врачам. Иначе снизится планка медицинского образования. А это в свою очередь скажется на качестве медицинской помощи".
ПРЕДУНИВЕРСАРИИ ПОМОГУТ
Некоторые ректоры медицинских вузов решили не возлагать всю ответственность за подготовку старшеклассников на учителей общеобразовательных школ. И тоже подключились к повышению уровня подготовленности будущих абитуриентов.
Уже успешно работают программы взаимодействия со школами "Медицинский класс в московской школе". Те школьники, которые учились в таких классах, поступают в медицинские вузы, обладая знаниями о профессии. Это существенно снижает количество отчислений студентов. Программа ориентирована на учеников выпускных классов. Помимо этого, в России функционируют 5 медицинских предуниверсариев.
Например, в 2016 г. открылся ресурсный центр "Медицинский Сеченовский Предуниверсарий" при Первом МГМУ им. И.М. Сеченова, где учащиеся 10–11–х классов имеют возможность сочетать обучение по программам среднего общего образования и вузовскую систему занятий по профильным предметам с индивидуальной творческой научно–практической работой.
Наряду с обязательной общеобразовательной программой в предуниверсарии каждый обучающийся активно занимается научными проектами в современных биологических и химических лабораториях, а также получает практические навыки по оригинальной программе ранней профессиональной ориентации и профильной медицинской подготовки учащихся "Шаг в медицину". Это специальный курс с использованием фантомных и симуляционных технологий по уходу и коммуникациям с больными, а также отработке действий и первой помощи в чрезвычайных ситуациях.
Лекции и мастер–классы в Медицинском Сеченовском Предуниверсарии проводят ведущие специалисты в различных областях медицины, а обучение по программам дополнительного образования проходит при непосредственном участии профильных кафедр университета.
Учащиеся предуниверсария активно участвуют в олимпиадах для школьников, турнирах и конференциях, которые традиционно проходят в системе "Школа–ВУЗ" при Первом МГМУ, а также в мероприятиях и проектах Департамента образования и Департамента здравоохранения праваительства Москвы.
КОГДА УЧЕБА "НА УДАЛЕНКЕ"
Несмотря на то, что система медицинского образования в российских университетах достаточно хорошо отработана, эпидемия заставила по-новому посмотреть на многие аспекты деятельности медвузов, т.к. они столкнулись с рядом проблем. Так, в период самоизоляции необходимо было перейти на дистанционное образование, что оказалось весьма непростым делом. Ведь для обучения в вузах медицинского профиля необходимы не только компьютер, стол и стул, но и лаборатории, и практические занятия для студентов. То есть другие подходы.
"Но мы с этой задачей справились, и удалось нормально закончить учебный год. Хоть и в дистанционном режиме. В результате в 2020 г. в профессиональную жизнь из Сеченовского университета вышел 2981 выпускник", — констатирует ректор, проф. Петр Глыбочко. Более того, многие аспекты удаленного обучения показали положительные моменты и полностью отказываться от них не будут. Тем более что полностью с пандемией еще не распрощались.
КОРОНАВИРУСНЫЙ ПОЗИТИВ
Пандемия продемонстрировала и позитивные моменты. Ведь многие студенты прошли практику на клинических базах и в ковидных госпиталях, в т.ч. медсестрами, медбратьями, волонтерами, проявив таким образом свою гражданскую позицию и самоотверженность. Это говорит о том, что студентов правильно воспитывают и готовят к выполнению своих обязанностей в условиях реальной жизни.
Приказ Минздрава РФ от 26.06.20 №626н установил особенности приема в ординатуру в вузах на 2020–2021 учебный год. Согласно документу, студентам будет начислено дополнительно 30 баллов, если они проработали не менее месяца с больными COVID-19, а само поступление будет дистанционным.
Баллы за работу с короновирусными пациентами будут добавлены тем, кто работал не менее 30 дней в должности младшего медперсонала или проходил практическую подготовку. Дополнительные 20 баллов будут начисляться и студентам–волонтерам, которые занимались добровольной деятельностью по борьбе с COVID–19 в течение 150 часов.
Ранее Минздрав РФ подготовил проект новых правил поступления в ординатуру, согласно которым предполагалось начисление абитуриенту 100 баллов, в случае если он работал на полную ставку в медучреждениях, занимающихся диагностикой и лечением коронавирусной инфекции, а при работе на часть ставки — 50 баллов. При этом за трудовую деятельность, связанную с профилактикой COVID–19, поступающий должен был получить 70 и 35 баллов соответственно.
МЕДИЦИНСКИЙ ВУЗ — ДЛЯ ПРАКТИКУЮЩИХ ВРАЧЕЙ
В этом году преподавателям медвузов по всей стране пришлось за короткий промежуток времени провести подготовку и переподготовку 200 тыс. практикующих врачей разных специальностей для того, чтобы они смогли работать в условиях пандемии с инфицированными больными. А на совете ректоров медицинских и фармацевтических вузов России было принято решение организовать на базе Сеченовского университета федеральный консультативный центр по лечению больных с коронавирусной инфекцией. И совместно с Минздравом РФ открыть такие центры во всех региональных медицинских вузах. Была проделана огромная работа!
Подготовка врача требует постоянного обновления знаний. Раньше система повышения квалификации предполагала пополнение знаний действующих врачей один раз в 5 лет. При современных темпах обновления медицинской информации такой подход не позволяет поддерживать знания практикующего специалиста на необходимом уровне.
С другой стороны, стали возникать многочисленные организации, оказывающие образовательные услуги, проводя курсы по различной проблематике, качество которых весьма сомнительно.
"Хорошо, что нам удалось добиться того, чтобы именно вузы остались головными организациями в этом направлении. И ситуация с COVID-19 подтверждает это. Именно мы, преподаватели различных медицинских университетов, создали центры подготовки врачей и должны заниматься и дальше таким обучением на практике. Мы знаем, чему и как нужно обучать и не отдадим НМО в другие руки, —рассказывает ректор Московского ГМСУ им. А.И. Евдокимова, проф. Олег Янушевич. — Да, врач должен учиться всю свою жизнь. В стоматологии, например, каждые 2 года происходит обновление применяемых материалов на 30–40%. Если доктор не будет владеть ими, то будет отставать".
Современный врач должен быть в сообществе со своими коллегами, постоянно обмениваться знаниями, создавать сайты, участвовать в научно-исследовательской деятельности и клинических испытаниях.
КАЖДОМУ МЕДИЦИНСКОМУ ВУЗУ — СВОЮ КЛИНИКУ
В клинической больнице Сеченовки в течение 10 дней перепрофилировали и открыли 2 тыс. коек для больных с COVID–19, была предоставлена помощь более чем 1600 чел. "Это стало возможным в связи с тем, что мы имеем достаточно хорошую материально–техническую базу, сильный клинический центр, высокопрофессиональный коллектив численностью 3,5 тыс. сотрудников, — с гордостью отметил Петр Глыбочко. — Очень важно, чтобы во всех медицинских университетах России были открыты клинические центры со стационарным фондом не менее чем на тысячу коек. Все это позволит в любой ситуации и при любой инфекции быстро перестроиться и направить свои усилия на эффективную борьбу с заболеванием".
Такая перспектива обсуждается и на совете ректоров совместно с представителями Минздрава РФ.
ЦЕЛЕВИКИ — БУДЩЕЕ МЕДВУЗОВ
В условиях пандемии вся страна столкнулась с нехваткой медицинских кадров, особенно остро это стало ощутимо в регионах. Президент России Владимир Путин, выступая 15 января перед Федеральным Собранием с ежегодным посланием, заявил, что с 2020 г. порядок приема в вузы по медицинским специальностям существенно изменится. В частности, предлагается установить долю целевого приема на обучение за счет бюджета. Это очень своевременная инициатива, считает ректор Сеченовского университета.
Очень важно отметить тот факт, что решать задачу целевого набора медвузы будут совместно с Минздравом, Минобрнауки и работодателями. Необходимо не только подготовить достаточное количество врачей, но и обеспечить их социальными условиями в дальнейшей деятельности: создать достойные рабочие места, назначить адекватную статусу медика заработную плату, выделить жилье молодому специалисту и предоставить возможности для профессионального роста. Решение этих задач уже за работодателями. А задача вуза — хорошо подготовить студентов, особенно целевиков. Чтобы они прошли практику в тех местных лечебных учреждениях, которые их направили на учебу, и после 6-го курса отправились туда работать. Сразу вспомнились советские времена, когда, как оказалось, во многом было рациональное зерно.
Задача президентом страны поставлена — до 2024 г. обеспечить кадрами все ЛПУ.
УЧИТЬ НАДО ПО–НОВОМУ
Ректор Первого МГМУ им. И.М. Сеченова уверен, что не просто нужно, а необходимо пересмотреть методики подготовки студентов. Ведь согласно современным требованиям, сложившимся в здравоохранении, подготовка будущих врачей должна быть не только междисциплинарной, как это было раньше, но и достаточно пластичной, вариабельной. Чтобы студенты были готовы к решению задач в абсолютно любых, даже экстремальных условиях. В этой связи очень важна близость медицинского образования к практическому здравоохранению.
Нужно также научить будущих врачей оказывать психологическую поддержку пациентам. Да и самим врачам нередко требуется помощь клинических психологов. А их у нас сейчас не хватает. И такое положение дел тоже требует корректировки.
НУЖНЫ И НОВШЕСТВА, И ПРЕЕМСТВЕННОСТЬ
Медицинское образование меняется кардинально. Готовим нановрачей, внедряются цифровые технологии и т.д. Но нужна и преемственность. И история с COVID–19 показала это. Взять, например, маршрутизацию пациентов. О ней сейчас очень много говорят. А ведь ее разработал еще Н.И. Пирогов. Что касается работ по борьбе с эпидемиями, профилактике и изоляции инфицированных, то основы всего заложены еще создателем советского здравоохранения Н.А. Семашко.
Поэтому, несмотря на все новшества, нужна преемственность. "Хочу отметить, что базовое образование не только не мешают, но и помогает в освоении современных технологий, — объясняет Петр Глыбочко. — Ведь именно такая подготовка в период пандемии помогла нашим кардиологам, урологам, неврологам и прочим специалистам переквалифицироваться в инфекционистов. И именно на е основе мы собирали, изучали и аккумулировали зарубежный опыт и поняли, как справиться с цитокиновым штормом в случае отягощенной коронавирусной инфекции".
Что касается роботических и лапароскопических технологий, то им также отнюдь не мешает, а помогает багаж традиционных знаний.
УЧИТЬСЯ НАДО ДОЛЬШЕ
Декан факультета фундаментальной медицины МГУ им. М.В. Ломоносова, проф. Всеволод Ткачук считает, что создать интернатуру в рамках тех 6 лет, которые на это предусмотрены сейчас, почти нереально. Очень много дисциплин, которые невозможно урезать. Они и так уже урезаны. А знания множатся. Появляются очень наукоемкие методы и методики, которые нужно осваивать. При этом есть санитарные нормы, согласно которым преподаватели не могут превышать количество часов нагрузки студентов.
"Наверное, нам придется прийти к семилетнему образованию, — предполагаетВсеволод Ткачук. — Мы постоянно контактируем со своими западными коллегами. Практически везде врачей готовят 8 лет. И это без специализации. Плюс у них ординатура не меньше 3 лет. А часто все 5. И врачи начинают практиковать только к 30 годам. Да и учеба в медицинских вузах везде дорогая. Например, в США она обходится в 50–70 тыс. долл.".
Что касается существующей аккредитации врачей с последующим допуском к самостоятельной деятельности, то это все–таки пока временная мера.
Сейчас нередко бывает так, что выпускник попадает в ординатуру по узкой специальности и дальше формируется на этой базе. А как показала нынешняя эпидемия, от врачей требуются и общие знания. Именно они позволяют оценить тяжесть состояния больного. Нужен и опыт работы в реанимации, и навыки выделения групп риска, и умения в плане сортировки больных, и практические компетенции в плане маршрутизации больных. Этого невозможно добиться без общей клинической практики. А такой подход требует увеличения учебного времени.
Нужны знания о неотложных состояниях, их классификации, коррекции и т.д. Поэтому этот год под знаком пандемии станет не только памятным, но и подскажет, как нужно готовить специалистов.
ЛЕКАРСТВА С КАФЕДРЫ
Научная деятельность студентов и аспирантов — еще один тренд современного медицинского образования. Очень многих привлекает фармацевтика.
Не секрет, что цикл создания любого медицинского продукта, включая лекарственное средство, достаточно длительный. До внедрения на рынок проходит от 3 до 7 лет. Зная это, многие медицинские вузы создали внутреннюю инфраструктуру полного цикла, охватывающую весь процесс от идеи до серийного производства продукта. В том числе студенты осваивают и возможности маркетинга. Занимаются и коммерциализацией, и работают с производственными предприятиями и с медучреждениями.
Раньше ученый сначала аккумулировал идеи, затем создавал предложение или опытный образец, а потом приходил с этими наработками в клинику или на фармацевтическое предприятие. И, к сожалению, они далеко не всегда оказывались востребованными. Сейчас многие медицинские и фармацевтические вузы идут от обратного. Выясняют нужды, потребности, запросы и проблемы рынка, формируют несколько гипотез, делают прототипы, апробируют их и для лучших привлекают индустриальных партнеров, инвесторов. Мировой опыт свидетельствует о том, что лишь15–20% научных предложений доходит до серийного производства. У Самарского государственного медицинского университета этот показатель составляет 30%! Об этом сообщил директор Института инновационного развития СамГМУ и заведующий кафедрой оперативной хирургии и клинической анатомии с курсом инновационных технологий, проф. Александр Колсанов.
Наряду с этим ряд вузов идет по пути создания вокруг себя инновационного пояса, организует стартапы, сотрудничает с федеральными и региональными институтами развития, участвует в конкурсах и в консорциуме вузов. Неудивительно, что выпускников таких вузов ждут и в клиниках, и в НИИ, и в фармацевтических компаниях. Ведь такие специалисты могут не только стоять у постели больного, но и генерировать новые идеи. А именно в них — будущее здравоохранения. Отрадно, что это понимают все руководители медицинских вузов!