19.04.2024 Издается с 1995 года №3 (360) мар 2024 18+
19.04.2024 Издается с 1995 года №3 (360) мар 2024
// Фармрынок // Бизнес-портрет

Pfizer Россия: вместе мы создадим здоровый мир

История всемирно известной компании Pfizer в России началась в 1992 г., и за более чем 21 год работы она стала не только одним из крупнейших игроков российского фармрынка, но и зарекомендовала себя в качестве надежного партнера, поддерживающего различные частно–государственные инициативы, направленные на модернизацию российской фармацевтики. О достижениях и планах компании на отечественном фармрынке рассказывает генеральный директор Pfizer в России Данил Блинов.

Данил, что Вы считаете главным достижением компании за время работы в России?

— На сегодня в стране зарегистрировано около 100 препаратов Pfizer. Многие из наших препаратов являются мировыми лидерами в таких терапевтических областях, как заболевания сердечно-сосудистой системы и опорно-двигательного аппарата, мужское и женское здоровье, неврология и офтальмология, а представители компании работают более чем в 50 городах России, от Калининграда до Владивостока.

При этом компания Pfizer активно занимается разработкой инновационных лекарственных препаратов. Только за 2013 г. в России нами было зарегистрировано несколько новых ЛС, в т.ч. препарат для лечения немелкоклеточного рака легкого, лекарственное средство для профилактики инсульта при фибрилляции предсердий, наилучший в своем классе ингибитор янус–киназы для лечения ревматоидного артрита, а также препарат для лечения рака почки. В прошлом году мы также вошли в ТОР–3 лучших международных фармацевтических компаний в России в рейтинге «Доверия и предпочтений сотрудничества участников фармацевтической отрасли России», составленном Центром социальной экономики.

Чем, на Ваш взгляд, отличается современный рынок от того российского фармацевтического рынка 1993–1995 гг.?

— В конце 80–х гг. прошлого века объем фармацевтического рынка России в составе СССР составлял в ценах производителя около 2,5 млрд долл. Однако с началом реформ стоимостный объем рынка сократился до 0,6 млрд, и только после завершения первой стадии реформ в 1994 г. рынок снова начал показывать умеренный рост.

Традиционно Россия и ранее Советский Союз специализировались на производстве промежуточных и активных субстанций. Готовые лекарственные формы производили лишь единичные предприятия. В настоящее время ситуация изменилась, и большинство производителей перешли на выпуск готовых ЛС. Однако почти вся продукция российской фармацевтической промышленности реализуется на внутреннем рынке.

Помимо этого, наш рынок в большей степени ритейловый, зависящий от покупательской способности пациентов. И в этом его сильное отличие от рынков с льготным лекарственным обеспечением, в частности рынков европейских.

Тем не менее, несмотря на все сложности, сегодня российский рынок динамично развивается. По темпам роста Россия занимает третье место в мире. При этом очень важно, что игроки рынка имеют возможность не только наблюдать за инициативами правительства, направленными на модернизацию отрасли, но и достаточно активно участвовать в этом процессе. Именно поэтому можно надеяться, что в ближайшие 5–10 лет российская фармотрасль будет развиваться еще более активно и сможет полностью удовлетворять различные потребности наших пациентов.

Еще в 1940-е гг. компания стала мировым лидером в производстве витаминов. Как сейчас развивается это направление?

— Безусловно, производство витаминов — одно из ключевых направлений нашей работы. Так, в 1930 г. компания «Ферросан», продукты которой сейчас являются частью компании Pfizer, запустила свою первую витаминную продукцию, в которой содержание витаминов А и Д было в 10 раз больше, чем в рыбьем жире. В 1996 г. на российском рынке появились витамины «Мульти–табс», дозировки которых соответствуют требованиям РФ и ЕС. В составе препарата отсутствуют красители и консерванты, что дает возможность применения в т.ч. беременным и детям с первых дней жизни. Но наиболее известен витаминный комплект «Центрум», созданный еще в 1978 г.

Пенициллин для армии союзников во Второй мировой войне – исторически значимое достижение Pfizer. Расскажите о современных достижениях в области производства антибиотиков.

— С тех времен компания продвинулась далеко вперед. Наступившая «эра антибиотиков» в силу широкого распространения инфекционных заболеваний не могла не оказать существенного влияния на портфель. Развитие к ним бактериальной устойчивости диктует необходимость разработки новых антибиотиков, отличающихся новыми механизмами действия, большей эффективностью и безопасностью для пациента. Нами разработан ряд инновационных антибактериальных средств, и процесс создания новых лекарственных средств, которые, уверен, изменят парадигму лечения, будет продолжен.

Как реализуется в России программа Pfizer по повышению доступности лекарств в международном масштабе?

— Мы выводим препараты на российский рынок так быстро, как только возможно. Конечно, в России это стало реальным в т.ч. и потому, что за последние годы Минздрав России приложил значительные усилия в области совершенствования процесса регистрации лекарственных препаратов. В результате этого существенно сократились сроки проведения экспертных работ, необходимых для регистрации, а процедура регистрации стала намного прозрачнее. В результате такие наши препараты, как Яквинус, Ксалкори, появились в России раньше, чем во многих других странах, что позволило российским пациентам одними из первых получить качественную терапию.

Каким образом компания участвует в борьбе против фальсификата?

— Pfizer тесно сотрудничает с правоохранительными и регулирующими органами для борьбы с производителями поддельной продукции. Хочу заметить, что мы занимаем лидирующую позицию в мире среди фармацевтических компаний по защите своих препаратов от подделок — специальное подразделение компании по борьбе с контрафактной продукцией Pfizer Global Security занимается выявлением и пресечением деятельности производителей и распространителей фальсифицированных лекарств. С 2004 г. благодаря работе этого подразделения было изъято 147,7 млн контрафактных таблеток, а также фармацевтических субстанций, достаточных для изготовления еще 71 млн таблеток. В производстве также используются специальные технологии при изготовлении упаковок и печати, чтобы максимально предотвратить выпуск подделок.

Проблема пневмококковой инфекции представляет особую актуальность для здравоохранения РФ. Вашей компании известно, как ее решить?

— Действительно, проблема пневмококковой инфекции представляет особую актуальность из-за распространенности и тяжести инфекции и высокой угрозы инвалидизации и смертности, особенно у детей первого года жизни. По данным ВОЗ, массовая вакцинация на 80% и более снижает частоту пневмококковых менингитов и деструктивных пневмоний у детей, на 30–40% — заболеваемость всеми пневмониями и отитами. Благодаря сокращению частоты носительства пневмококков у детей, вакцинация сокращает пневмококковую заболеваемость и у невакцинированных детей и взрослых.

И именно в вопросе вакцинации ситуация улучшается. 21 декабря 2013 г. Президент РФ подписал закон «О внесении изменений в статью 9 Федерального закона «Об иммунопрофилактике инфекционных болезней» и расширил Национальный календарь прививок, включив в него начиная с 2014 г. прививку от пневмококковой инфекции. Это отрадный факт.

Компании НПО «Петровакс Фарм» и Pfizer еще в марте 2011 г. заключили соглашение о начале сотрудничества по производству в России конъюгированной 13-валентной вакцины против пневмококковой инфекции «Превенар 13». Несмотря на сложную технологию производства, применение вакцины, выпускаемой в шприц-ручке, крайне удобно для использования.

Как появилась идея развернуть в России известную программу «Вне Зависимости. Я бросаю курить!»?

— Не секрет, что по числу курильщиков Россия занимает одно из лидирующих мест в мире, и, к сожалению, количество курящих людей в нашей стране не уменьшается.

Компания Pfizer уже много лет занимается проблемой курения, ведь это привычка, которую необходимо лечить. Понимая сложность отказа от этой привычки, компания запустила программу «Вне Зависимости. Я бросаю курить!». Работа портала Vnezavisimosti.ru направлена на то, чтобы помочь желающим бросить курить. На сайте есть возможность узнать про методы борьбы с курением, а также ознакомиться с полезными материалами, которые помогут избавиться от никотиновой зависимости.

«Больше, чем образование». Насколько важно для компании Pfizer сотрудничество с ведущими российскими вузами?

— «Больше, чем образование» — это образовательная программа нашей компании, особое отличие которой состоит в том, что лекции читают специалисты с международным практическим опытом, что позволяет студентам получить информацию «из первых рук» — от представителей фармацевтической индустрии. В июне 2011 г. нами было подписано соглашение о сотрудничестве в области образования с биофармацевтической компанией «Биокад» для реализации совместной образовательной программы для студентов Санкт–Петербургской химико-фармацевтической академии (СПХФА) при поддержке правительства города. Материалы образовательных модулей, прочитанные студентам за последние два года, покрывают полный курс фармацевтического производства и сопряженных дисциплин. Помимо образовательных модулей в СПХФА, два года подряд компания организует стажировки в научных и производственных центрах Pfizer и ее партнеров как в России, так и за рубежом. Так, в 2012 г. 20 лучших студентов прошли практику на производственных площадках и в лабораториях компании в России, Ирландии и Турции; в 2013 г. — на НПО «Петровакс Фарм», а также в R&D–центре Pfizer в г. Гротон (США) и на заводе компании в г. Хавант (Великобритания).

В начале 2012 г. мы подписали меморандум о сотрудничестве с МГУ им. М.В. Ломоносова. Совместная программа организуется на базе биологического факультета университета. Один из проведенных модулей был посвящен особому и наиболее современному классу лекарств — биологическим препаратам. В рамках данного модуля достаточно подробно обсуждались подходы к открытию и разработке лекарственных средств белковой природы, моноклональных антител и вакцин.

К годовщине сотрудничества Pfizer с МГУ на биологическом факультете начала функционировать специально оборудованная аудитория, которая позволила проводить интерактивные вебинары и телемосты с привлечением к учебному процессу ведущих специалистов. Наиболее перспективным студентам и аспирантам МГУ, желающим связать свою трудовую деятельность с разработкой лекарств, предоставляется возможность участвовать в конкурсном отборе на участие в 2,5–летнем заочном магистерском курсе по фармацевтической медицине в колледже Hibernia в Дублине, Ирландия. Один студент уже прошел полный курс обучения, а четыре участника программы продолжают учебу в колледже Hibernia.

Совсем недавно мы поддержали сотрудников двух химических лабораторий Томского государственного университета, которые прошли стажировку в ведущих научно-исследовательских институтах России, а также в офисах мировых лидеров по производству аналитического оборудования — компаниях Agilent Technologies (Москва) и Bruker Nano GmbH (Берлин, Германия). И надеемся, что наше сотрудничество с ТГУ этим не ограничится.

Помимо этого, Pfizer, являясь экспертом в области онкологии, поддержала проект Лаборатории трансляционных исследований и персонализированной медицины МФТИ и РОНЦ им. Н.Н. Блохина. Проект направлен на разработку нового подхода к лечению пациенток, страдающих трижды негативным раком молочной железы, характеризующимся крайне агрессивным течением и устойчивостью к существующим методам терапии. Цель проекта — выявить механизмы устойчивости к существующим онкопрепаратам, определить биомаркеры для повышения эффективности применяемых лекарственных средств, а также установить причинно–следственные связи между мутациями.

В конце октября совместно с компанией «Нанолек», СПХФА и Некоммерческим партнерством содействия здравоохранению «Научный центр контроля качества» нами был подписан меморандум о намерениях по созданию в Санкт–Петербурге системы подготовки специалистов в области контроля качества и надлежащей производственной практики (GMP).

Что для Вас наиболее важно и интересно в деятельности и развитии компании?

— Я начинал свою деятельность в компании Pfizer на позиции директора по региональным продажам/директора по продажам терапевтического направления. Это было в 2006 г., в ноябре 2007 г. возглавил функцию национальных продаж. Через два года стал руководителем нового подразделения «Мужское, женское здоровье» и позднее, в январе 2011 г., был назначен на позицию директора подразделения «Препараты общей терапии». С 1 января 2012 г. помимо руководства указанным подразделением стал управлять российским представительством компании Pfizer в должности исполняющего обязанности главы российского представительства, а с мая 2012 г. являюсь руководителем без приставки «и.о.».

Мне интересны не только результаты, но и процесс. Я стараюсь быть вовлеченным в работу различных отделов, ведь успех компании зависит от работы каждого сотрудника. И я уверен, что вместе мы создадим здоровый мир.

Специализированные
мероприятия
 
RU PHARMA 2024 ban
Платиновая унция
   
   
 
   
Статьи подрубрики бизнес-портрет:
Денис Глядяев: верю, что возможности часто создаем мы сами

В ноябре из международной группы "Ацино Интернешнл" выделилось отечественное подразделение. Обретя самостоятельность, новая российская фармкомпания получила и новое название — "Алцея", планируя при этом сохранить проверенные годами подходы к деятельности на национальном фармрынке.

"АКРИХИН": Успех и лидерство компании — заслуга людей

Изменения, происходящие на российском фармацевтическом рынке, активное развитие коммерческого сектора и каналов продаж, в том числе e–comm, актуализируют внедрение современных, принципиально новых бизнес–практик и управленческих решений.

От АФС до ГЛС: многоплановый опыт развития фармпроизводства

Сегодня перед отечественной фармацевтической отраслью стоят глобальные задачи по достижению суверенитета в области производства лекарств, и этому важнейшему направлению уделяется особое внимание со стороны государства. Получив большой опыт работы в годы реализации стратегии "Фарма–2020", сегодня производители приступили к реализации задач, поставленных в рамках новой программы "Фарма–2030".

"Обновление": когда эпоха перемен становится временем роста

Быстрее, выше, сильнее — этот олимпийский принцип применим и в повседневности. Даже если на дворе сложные времена: для "эпохи перемен" ударные темпы и активное наращивание мощностей порой являются необходимостью. Особенно в такой жизненно важной для каждого отрасли как лекарственная промышленность.

Сентисс: "Превосходное качество, вовремя, всегда!"

Одним из крупных поставщиков офтальмологических препаратов на российский рынок является фармацевтическая компания "Сентисс Фарма". На протяжении многих лет девиз компании — "Превосходное качество, вовремя, всегда!".

Специализированные
мероприятия
 
RU PHARMA 2024 ban
Платиновая унция