Антикризисные меры: больше или эффективнее?
В конце 2014 г. отрасль медицинской и фармацевтической промышленности подверглась серьезному удару. Многие предприятия потеряли оборотные средства, что привело к частичному закрытию производственных линий. Ослабление национальной валюты привело к удорожанию импортируемых расходных материалов, субстанций и т.д., что также вынудило предприятия понести дополнительные расходы. А в 2015–2016 гг. отрасли надо выходить на контрольные цифры, заложенные в государственной Стратегии развития медицинской и фармацевтической промышленности. Но прежде чем достичь поставленных целей, нужно не только удержаться на плаву, но некоторым предприятиям и просто выжить. Юрий Калинин, председатель Комиссии по фармацевтической и медицинской промышленности, член Правления РСПП, привел пример фармацевтической компании "Алтайвитамины". Предприятие потратило на новую производственную линию значительные средства, но регистрации препарата ждут уже 4 года. Каждый раз, при нахождении какой-либо ошибки в документах, процесс регистрации запускается по полному циклу в 110 дней.
Сергей Цыб, заместитель министра промышленности и торговли РФ рассказал о действиях Минпромторга по поддержке отечественного фарм– и медпроизводителя.
27 января 2015 г. вышло распоряжение Правительства РФ №98-р, в котором обозначается план первоочередных мероприятий по обеспечению устойчивого экономического развития и социальной стабильности. В рамках утвержденного законодательным актом плана Минпромторг России подготовил проект постановления по субсидированию процентной ставки по привлекаемым кредитам под оборотный капитал (постановление №214 вышло 12 марта 2015 г.). Как отметил С.А. Цыб, предполагается внедрить механизм субсидирования именно ключевой ставки, что позволит активно поддержать предприятия в рамках ведения хозяйственной деятельности. Если у предприятия будут кассовые разрывы, оно сможет обратиться в банк за дополнительным кредитованием. По мнению чиновника, с учетом сегодняшних ставок эта мера позволит активно поддерживать предприятия реального сектора экономики. На эти цели выделены государством 20 млрд руб. Субсидия будет распространяться на все отрасли промышленности, в т.ч. медицинскую и фармацевтическую.
Также в Минпромторге России создана рабочая группа по антикризисным мерам, которая работает с определенным списком предприятий. Еженедельно предприятия предоставляют ведомству оперативную информацию о своей деятельности, и министерство, таким образом, проводит мониторинг проблем, с которыми они сталкиваются (кредиты, банки и др.), по возможности оперативно реагируя на них.
Еще одна антикризисная мера — создание Минпромторгом России Фонда развития промышленности после принятия закона "О промышленной политике". Сергей Анатольевич подчеркнул, что Фонд финансирует предпроектные и проектные работы в части инвестиционного цикла проектных решений промышленных предприятий. Он напомнил, что у предприятий фармацевтической и медицинской промышленности, реализующих инвестиционные проекты, есть возможность обращаться в Фонд и получать финансирование в части льготного кредитования по ставке 5%.
В министерстве работают над созданием инструмента по выдаче субсидий на разработку и производство субстанций. С.А. Цыб перечислил и другие направления, которых коснется субсидирование. Это поддержка клинических исследований на завершающих стадиях, чтобы ускорить выход на рынок новых лекарственных препаратов и медицинских изделий; разработок и производства медизделий, входящих в Перечень имплантируемых медизделий, утвержденных распоряжением правительства в конце декабря 2014 г.; инжиниринговых центров, индустриальных парков и кластеров.
Важная работа, которая предстоит Минпромторгу в 2015 г., – разработка критериев, определяющих страну происхождения товара, что впоследствии даст дополнительную преференцию производителям препаратов вместе с производством субстанций.
Ирина Борзик, заместитель руководителя Росздравнадзора, также обозначила, что делает их ведомство в плане поддержки отечественного производителя. Во-первых, это шаги по упрощению процедуры регистрации. В конце 2014 г. вышло постановление Правительства РФ №670 «О внесении изменений в правила регистрации медицинских изделий». У заявителя появилась возможность предоставлять дополнительные сведения на любом этапе экспертизы качества и безопасности медизделий. По данным И.К. Борзик, это позволило в три раза снизить количество отказов при регистрации. Ожидается выход приказа Минздрава РФ №1353 об упрощении процедуры регистрации для медизделий 1-го класса риска (процедуру предлагается проводить в один этап). Росздравнадзор ратует за разрешение ему проводить бесплатные консультации для производителей по предрегистрационной экспертизе досье.
Также рассматривается возможность возмещать за счет средств федеральных программ расходы отечественных производителей на процедуру регистрации. Она напомнила, что сегодня стоимость проведения испытания составляет до 100 тыс. руб., клинических испытаний – до 400 тыс. руб., а экспертиза качества и эффективности – от 45 до 115 тыс. руб. Эта мера, уверена представитель Росздравнадзора, направлена на поддержку отечественного производителя.
Захар Голант, председатель правления НП «Медико-фармацевтические проекты. 21 век», напомнил, что в прошлый экономический кризис появилась такая антикризисная мера, как методика ценообразования на лекарственные препараты. К сожалению, принята она была быстро, без тщательного обсуждения, что и привело в течение пяти лет к вымыванию с рынка дешевой номенклатуры ЛС. «Сейчас заводам проще останавливать цеха, чем терпеть убытки от поставок препаратов по ценам, которые давным-давно не соответствуют себестоимости», – отметил З.М. Голант. Он пояснил, что сейчас в методике, по сути, регистрируется начальная цена производителя. При этом регионы определяют торговые розничные надбавки, а за конечные цены ни в аптеках, ни на торгах никто не отвечает. Один из главных проблемных моментов существующей методики – конечная цена не является предметом регулирования. И если новая методика, которая будет утверждена правительством, не будет давать ответ на вопрос, какова конечная цена препарата на торгах или в аптеке, она по большому счету и не нужна. «Сейчас методика нужна для того, чтобы органы государственной власти могли пообщаться с производителем и создать государственный реестр цен», – пояснил З.М. Голант.
Он напомнил, что у нас по 500–600 наименованиям регистрируется более 19 тыс. цен. Разница в пределах одного МНН составляет иногда разы. Максимальная зафиксированная ФАС разница – 60 раз. Эксперт предлагает в ситуации, где в рамках одного МНН есть множество препаратов, регистрировать цену за 1 миллиграмм действующего вещества, и отразить этот принцип в новой методике.
Обсуждение проблемных вопросов реализации антикризисных мер по поддержке производства лекарственных препаратов и медицинских изделий с участием представителей РСПП, ТПП, профильных министерств и ведомств, а также производителей, продолжится и в дальнейшем.