Еще в октябре 2014 г. Государственная Дума РФ в первом чтении проголосовала за принятие проекта Федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О защите конкуренции" и отдельные законодательные акты Российской Федерации".
Разработанный Федеральной антимонопольной службой проект поправок подготовлен во исполнение "дорожной карты" по развитию конкуренции и антимонопольного регулирования и в соответствии с рекомендациями Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР). Законопроект одобрен Правительством РФ.
Разработчики "четвертого антимонопольного пакета" заявляют, что он на 2/3 состоит из антибюрократических элементов и предусматривает существенное сокращение административных барьеров для бизнеса, снижение участия государства в экономике и повышение ответственности должностных лиц органов власти за антиконкурентные действия.
Об основных новеллах антимонопольного регулирования рассказывает Сергей Анатольевич Пузыревский, начальник Правового управления ФАС.
– Основной задачей, направленной на усовершенствование антимонопольного регулирования, становится сокращение административного воздействия на субъекты предпринимательской деятельности там, где это воздействие чрезмерно, на наш взгляд. Циклические изменения в экономике, непростая ситуация в 2008–2009 гг. вынудили ввести в тот период жесткие антимонопольные нормы, когда предусматривалась возможность признавать доминирующей практически любую компанию, которая имела самую большую долю на товарном рынке. Сейчас ситуация обратная. Правительство РФ поручило ФАС совместно с Министерством экономического развития РФ ввести некоторые иммунитеты для хозяйствующих субъектов, чья рыночная сила на товарном рынке не имеет существенного значения, т.е. они не доминируют в связи с незначительной долей. В связи с этим в рамках "четвертого антимонопольного пакета" мы исключаем нормы, которые позволяют признавать доминирующими компании с долей менее 35% товарного рынка. Это первое послабление, которое вводится в отношении антимонопольного регулирования.
Второй элемент, который имеет достаточно серьезные административные последствия, это упразднение реестра хозяйствующих субъектов, доминирующих на товарном рынке. Субъекты из реестра имеют ограничения в виде обязательного согласования фактически всех сделок экономической концентрации (приобретение других компаний, акций). После принятия тех изменений в законодательство, которые подготовлены ФАС, такие последствия будут устранены. Единственным критерием, по которому необходимо будет согласовывать с ФАС сделки по приобретению акций, слияниям и присоединениям, будут размеры активов, они остаются неизменными. Если совокупная доля участников сделки экономической концентрации превышает 7 млрд руб., то в этом случае понадобится согласие антимонопольного органа. Реестр в этом случае существенного значения иметь не будет. Еще один элемент, направленный на более оперативное устранение правовых нарушений в антимонопольной сфере, является расширение института предупреждений. Сейчас он работает в антимонопольной сфере и применяется в очень ограниченном количестве случаев. Мы выдаем предупреждение доминирующим компаниям, если они отказываются заключать договор либо навязывают невыгодные условия договора своим контрагентам. С принятием «четвертого антимонопольного пакета» перечень направлений в применении предупреждений будет существенно расширен. В случаях, когда компания злоупотребляет доминирующим положением путем установления различных цен для разных контрагентов, когда устанавливаются дискриминационные условия, добровольное устранение таких последствий не повлечет за собой административных последствий в виде юридической ответственности.
Очень долго мы обсуждали с компаниями правила торговой практики. Эта тема, к сожалению, не нашла отражения в "четвертом антимонопольном пакете". В сфере фармацевтической индустрии такие вопросы часто возникали, и были прецеденты, когда компании правила торговой практики утверждали по результатам рассмотрения антимонопольных дел. Было бы неплохо прописать все эти нюансы в рамках закона, потому что порядок отбора контрагентов, на основе которого заключаются договора, имеет большое значение, и, к сожалению, элементы дискриминации, когда одному отказывают, а с другим заключают договор, имеют место очень часто. В законе могли бы быть прописаны такие положения, которые, с одной стороны, обеспечивали бы соблюдение антимонопольного законодательства, а с другой, соблюдение антикоррупционного законодательства.
Первой компанией, утвердившей такие правила, была компания "Ново Нордиск". Во многих сферах экономики сейчас такое внутреннее регулирование имеет место. Это элемент защиты компании при возможных претензиях со стороны ФАС при отборе контрагентов. При этом правила, на которых базируются заключения договоров, должны быть понятны рынку в целом и контрагентам в частности.
Ко второму чтению в Госдуме РФ "четвертого антимонопольного пакета" будет предложено много норм, изменяющих систему регулирования в отношении недобросовестной конкуренции. Появится целая глава (вместо одной статьи 14 сразу 10 новых статей, описывающих различные формы недобросовестной конкуренции).
Отдельный большой блок посвящен интеллектуальной собственности (вопросам незаконного использования товарных знаков, средств индивидуализации).
Детализация в практической плоскости позволит компаниям более эффективно защищать свои права при выявлении фактов недобросовестной конкуренции. Раздел подготовлен на базе передового опыта регулирования Германии и других европейских стран.
Еще одно новшество — изменение процедуры рассмотрения антимонопольных дел. Прежде всего — открытость процесса. Подробно описано право лиц, участвующих в деле, знакомиться со всеми материалами. Сейчас этот вопрос законом не прописан, а в ближайшем будущем будет узаконено, что в случае наличия документов, составляющих охраняемую законом тайну, стороны имеют допуск при условии соблюдения ряда ограничений, но на них будет возложена ответственность за неразглашение этих сведений.
Второй элемент, который будет способствовать глубокому разбирательству в каждом антимонопольном споре, это появление такого документа, как "предварительное заключение", перед вынесением решения по делу о нарушении антимонопольного законодательства. В частности, в нем будут изложены все обстоятельства, выявленные комиссией, выводы о приемлемости или неприемлемости доказательств и о том, к какому решению пришла комиссия. У ответчика и других участников дела появится возможность развернуто дать свой ответ на эти доводы до принятия окончательного решения. Эти изменения позволят исключить возможность необоснованного обвинения компании.
Поправки в "четвертый антимонопольный пакет" затрагивают и такой момент, как иммунитет для некоторых антиконкурентных соглашений. Если мы говорим о картеле, то, по нашему мнению, никаких исключений здесь сделано быть не может, а в отношении других соглашений, которые могут приводить к ограничению конкуренции, предлагаем определенную долю. Сейчас, если доля компании на рынке оставляет меньше 20%, она может свободно заключать вертикальное соглашение. Это соглашение между хозяйствующими субъектами, которые не конкурируют между собой, один из которых приобретает товар или является его потенциальным приобретателем, а другой — предоставляет товар или является его потенциальным продавцом (п. 19 ст. 4 Федерального закона от 26.07.06 №135–ФЗ "О защите конкуренции". — Прим. ред.). В отношении соглашения между участниками разных рынков такой доли нет. ФАС с Минэкономразвития РФ дискутируют по этому поводу: министерство предлагает признать неопасными для конкуренции соглашения, если доля участников не превышает 10%, но мы считаем, что доля выше 5% уже может влиять на конкуренцию.
Законопроект предусматривает сокращение участия государства в экономике. "Четвертый антимонопольный пакет" предлагает сократить количество МУП и ГУП, т.е. долю государства в предприятиях в сфере экономики. Такое сокращение будет проведено через систему обязательного согласования с ФАС. Только при отсутствии конкуренции может по закону теперь появиться предприятие с формой собственности МУП и ГУП в сфере экономики. Если рынок конкурентный, там должны действовать частные компании. Государству там делать нечего. Присутствие госкомпаний на рынке высоких конкуренций приводит к ее ограничению.
ФАС рассчитывает, что антимонопольная нагрузка на компании будет снижена, а служба сможет сконцентрироваться на действительно серьезных антимонопольных нарушениях, несущественные же случаи уйдут из поля антимонопольного регулирования.
По материалам 3–й Международной конференции «Регуляторно–правовые аспекты деятельности фармкомпаний в России —2015"