Аптечные продажи презервативов растут
"В натуральном выражении прирост объема продаж на том же уровне 2,9%, что является успехом после провала 2016 года (за первые 9 месяцев 2016 г. было приобретено на 12,5% меньше, чем за аналогичный период 2015 г.). Таким образом, за 1–3 квартал 2017 г. емкость сегмента составила 11,8 млн упаковок презервативов, или 2 735,6 млн рублей", — отмечает эксперт фармацевтического рынка, генеральный директор DSM Group Сергей Шуляк.
Среди нелекарственного ассортимента аптек средства барьерной контрацепции занимают около 1,7% в объеме продаж парафармацевтических групп товаров. Технология производства презервативов постоянно совершенствуется, появляются новые производители, изменяется технологии и материалы, поэтому рынок средств барьерной контрацепции довольно разнообразен. В 2017 г. в аптеки Российской Федерации поступило 414 наименования презервативов, продаваемые под 43 брендами и производимые 35 компаниями. Из них можно отметить успешных "новичков": бренды Spring (реализация на 6 млн руб.), Softex, Gartelle (по 800 тыс. руб.).
67% продаж аптек в натуральном выражении составляют средства барьерной контрацепции, выпускаемые в упаковке "№3". В стоимостном выражении лидирующее место занимает упаковка "№12", которая составляет 49% в структуре выручки аптек в категории средств барьерной контрацепции. Отметим, что в 2017 г. выросла популярность упаковки "№1" с 5,6% до 9,1 в натуральном выражении, прирост продаж составил 68%.
За 9 месяцев 2017 г. в аптеках было приобретено 61,2 млн штук презервативов, что на 3,3% больше, чем в аналогичном периоде прошлого 2016 г. При этом спад объемов продаж в натуральном выражении за 9 месяцев 2017 г. по сравнению с аналогичным периодом 2016 г. затронул только упаковки "№2", "№3", "№4".
Средневзвешенная цена одной упаковки презервативов в ценах продажи по итогам 2017 г. составила 231 руб., что соответствует цене 2016 г. При этом один презерватив обходится потребителю в среднем по 44,7 руб. При рассмотрении цены на конкретные позиции можно отметить, что по 6 брендам из ТОП–10 наблюдается падение цен. В ТОП–10 брендов максимальное снижение цен коснулся бренда "Сенсекс" (один презерватив стал стоить на 9,5% дешевле), максимальный рост цен было отмечено только у бренда "Спарта" (+21,3%) и Masculan (+16,8%). Самый дешевый презерватив из ТОП–10 производится под брендом Viva — 14 руб., самый дорогой выпускается под маркой Play Boy — 76 руб.
В январе—сентябре 2017 г. состав четверки лидеров рынка барьерной контрацепции в стоимостном выражении остался неизменным, в сравнении с аналогичным периодом прошлого года. Бесспорным лидером уже долгое время является бренд Contex, который по итогам девяти месяцы 2017 г. занял 48,2% рынка, что на 11% меньше, чем в аналогичном периоде прошлого года.
Табл. 1 Рейтинг брендов по стоимостным объемам продаж, 9 месяцев 2017 г.
Рейтинг 9М 2016
|
Рейтинг 9М 2017
|
Бренд
|
Доля рынка, 9М 2017, %
|
Прирост, 9М 2017г./ 2016 г., %
|
1
|
1
|
CONTEX
|
48,2
|
–11,0
|
2
|
2
|
DUREX
|
25,9
|
45,2
|
3
|
3
|
VIZIT
|
10,3
|
–19,4
|
4
|
4
|
SICO
|
5,4
|
–18,4
|
7
|
5
|
PLAY BOY
|
3,1
|
141,3
|
5
|
6
|
VIVA
|
3,0
|
54,7
|
10
|
7
|
СПАРТА
|
1,1
|
980,0
|
6
|
8
|
СЕНСЕКС
|
0,8
|
–48,8
|
12
|
9
|
MASCULAN
|
0,7
|
868,0
|
8
|
10
|
CONTROL
|
0,4
|
–7,9
|
Снижение продаж в денежном выражении коснулось также и презервативов марок Vizit (19,4%) и Sico (18,4%). В большей мере это связано с возвращением «утраченных» в 2016 году позиций Durex. В середине июня 2016 года Росздравнадзор запретил продажу на территории Российской Федерации 11 видов продукции Durex из 13, так как они не были зарегистрированы в установленном порядке. Уже на следующий день после распоряжения надзирающих органов государственной власти о запрете продажи барьерной контрацепции, Durex внесла документы на регистрацию своих изделий. Благодаря этому с 22 сентября 2016 года на территории России допущены к обращению 8 торговых наименований Durex. Отметим, что в июле-сентябре продажи Durex вышли на уровень "до запрета" — т.е. 1,5 млн штук презервативов в месяц. Это позволило компании нарастить оборот на 45% к 2016 г. и занять уже 26% рынка.
Стоит отметить несколько брендов из ассортимента средств для барьерной контрацепции, предлагаемых аптеками, которые появились недавно, но уже смогли войти в ТОП–10. Бренд PlayBoy занял 5–ю строчку и оттеснил вниз бренд Viva, несмотря на значительный рост популярности того (+54,7%). Бренд "Спарта" — марка презервативов, принадлежащая компании "Стиль фарма", — попал на 7 место, правда доля его пока незначительна и немного превышает 1%.
А вот китайский бренд "Сенсекс", несмотря на попадание в рейтинг, уходит из аптек. Уже в 3 квартале отмечены только единичные продажи.
В рейтинге по количеству проданных презервативов также на первых местах лидеры стоимостных рейтингов. Состав рейтинга соответствует рейтингу по стоимостным объемам.
Табл. 2 Рейтинг брендов по количеству проданных презервативов, 9 месяцев 2017 г.
Рейтинг 9М 2016
|
Рейтинг 9М 2017
|
Бренд
|
Доля рынка, 9М 2017 г., %
|
Прирост, 9М 2017г./ 2016 г., %
|
Цена за один презерватив, руб.
|
1
|
1
|
CONTEX
|
46,0
|
–7,3
|
46,8
|
3
|
2
|
DUREX
|
16,7
|
50,1
|
69,3
|
2
|
3
|
VIZIT
|
12,7
|
–17,2
|
36,3
|
5
|
4
|
VIVA
|
9,7
|
40,1
|
13,7
|
4
|
5
|
SICO
|
5,8
|
–26,6
|
41,5
|
6
|
6
|
СЕНСЕКС
|
1,9
|
–43,4
|
18,2
|
7
|
7
|
PLAY BOY
|
1,8
|
142,4
|
76,0
|
11
|
8
|
СПАРТА
|
1,6
|
790,1
|
31,1
|
14
|
9
|
MASCULAN
|
0,7
|
354,4
|
44,3
|
8
|
10
|
CONTROL
|
0,5
|
–26,0
|
37,6
|
Подробнее о компании: DSM.RU