Аптечным сетям предлагается умерить аппетиты
Сегодня подобный лимит относится к продовольствию, включая БАДы. Лексредства не входят в эту категорию, и размер платы за такие услуги устанавливается самостоятельно. Авторы инициативы поясняют: с прошлогоднего февраля плата за раскрутку препаратов в аптечных сетях повысилась в разы, иногда достигая 30%, составляя существенную долю в доходах сетевых аптек.
Представители аптечных сетей уверяют: маркетинговые премиальные от производителей дают им возможность выживать в ситуации низкой прибыльности. Сами аптечные работники относятся к поощрениям так: по итогам опроса "Арэнси Фарма" и профсообщества "Доктор на работе", 32% респондентов указали, что маркетинговые акции мешают работать, обязывают навязывать потребителю ненужные товары. 72% ответивших неодобрительно относятся к этой части своей деятельности.
Разработчики закона поясняют: доп. выплаты аптекам за популяризацию лекпрепаратов осложняет фармпроизводителям инвестирование современных разработок, ведение КИ и обновление промплощадок. Это ведет к нехватке медикаментов, затруднениям в импортозамещении и их подорожанию. Аналогичное предложение выдвигалось три года назад для полного и непрерывного обеспечения граждан лекпрепаратами и предотвращения монополизации розницы. А в одобренном в феврале 2021-го законе о регулировании аптечных сетей, направленном на борьбу с завышением цен, предлагалось сократить маркетинговые отчисления до 5%. Тогда законодатели наткнулись на противодействие со стороны правительства и аптечного бизнеса.
По словам депутата Госдумы Александра Петрова, тогда законопроект отклонили, надеясь на здравый смысл фарморганизаций. Но положение не изменилось. Есть свидетельства, что аптсети навязывали свои условия компаниям–производителям ЛП.