26.11.2024 Издается с 1995 года №10 (367) окт 2024 18+
26.11.2024 Издается с 1995 года №10 (367) окт 2024
// Фармрынок // Государственное регулирование

Базовые принципы системы ценового регулирования на рынке

В настоящее время на фармацевтический рынок обрушивается очень много противоречивых, несогласованных и избирательно неисполняемых решений*.

Юданов Андрей Юрьевич
Профессор кафедры микроэкономики Финансовой академии при Правительстве РФ

Возникают вопросы:

  • надо ли регулировать, и делают ли это другие страны?
  • зачем регулировать? (цели регулирования)
  • как регулировать? (инструменты регулирования)
  • что регулировать? (объекты регулирования)
  • как принимать решения, чтобы всем не стало тошно? (процедура выработки методик)

Надо ли регулировать?

Обычно вмешательство государства бывает обусловлено стремлением устранить несовершенства конкретного отраслевого рынка (воспрепятствовать монополистическому завышению цен, устранить недобросовестную деловую практику и т.п.). Государство преимущественно по соображениям социального порядка вынуждено вмешиваться в функционирование НОРМАЛЬНО работающего фармацевтического рынка. Дополнительные причины связаны с асимметрией информации, расщеплением функций потребителя, страховым характером потребности в ЛС.

  • PPRI – Pharmaceutical Pricing and Reimbursement Information – активно работающая информационная система, охватывающая практически все европейские страны. Из 27 стран PPRI прямой контроль цен применяют 24 страны, в том числе директивно устанавливают цену (statutory pricing) 19 стран (в остальных 5 – законодательно предусмотрена стадия переговоров).
  • Если рассмотреть «Магический многоугольник целей государственного регулирования цен на ЛС» (многоугольники целей называют магическими в том случае, когда достижение одной цели почти неизбежно конфликтно ухудшает решение других). Государство всегда думает об экономии госрасходов, в какой-то степени учитывает ценовую доступность для населения. В значительной степени игнорируется насыщение рынка и поддержка фарминдустрии.

Две системы регулирования цен:

  • Косвенная (меньшинство стран)
  • Прямая (подавляющее большинство)

Прямое регулирование базируется:

  • на контроле торговых наценок;
  • на регулировании цен производителей с помощью внешних (в 22 из 27 стран – членов PPRI) и внутренних (в 18 странах – членах PPRI) референтных цен.

Сравниваются цены на дженерики и оригинальные препараты в данной стране и за рубежом (сравнить и сопоставить 5 по возможности исторически близких стран).

Внутренние референтные цены 10 стран PPRI (например, Дания, Италия, Португалия) выделяют группы взаимозаменяемых фармацевтических препаратов по принципу одинакового действующего вещества (т.е. используют 5-й уровень ATC-классификации ВОЗ).

7 стран (например, Чешская Республика, Германия, Нидерланды) признают взаимозаменяемым более широкий круг терапевтически подобных препаратов (4-й уровень ATC-классификации или еще более широкие терапевтические группы). В настоящее время все страны ориентируются на уровень цен в Европе.

Россия выбрала ЖНВЛС в качестве объекта для регулирования. Если об этом говорить сейчас, кажется, что по-другому и нельзя. На самом деле нужно регулировать возмещаемые препараты.

Цены ЖНВЛС vs. Цены возмещаемых препаратов

1. Международная практика однозначно выбирает регулирование возмещаемых препаратов.

2. Рынок ЖНВЛС неоднороден, цены его разных сегментов объективно не могут быть установлены на одном уровне.

3. Только при регулировании возмещаемых препаратов объект регулирования и объект расходования госсредств совпадают:

  • возможность дифференциации закупок по параметру качества;
  • совместимость с системой соплатежей;
  • взаимоотношения с индустрией как с партнером по контракту.

4. Политические выгоды внедрения системы всеобщего лекарственного обеспечения (страхования).

Объекты госконтроля цен на ЛС в международном сопоставлении

Объекты регулирования

Страны

Контроль цен на все препараты

Бельгия, Греция, Словакия, Чехия (= все возмещаемые ЛС)

Контроль цен на все ЛС, кроме OTC

Норвегия, Португалия, Румыния

Контроль цен только для возмещаемых препаратов

Австрия, Финляндия, Франция, Ирландия, Латвия, Литва, Польша, Словения, Испания, Чехия (= все ЛС)

Косвенный контроль цен

Дания, Германия (+ контроль торговой наценки на Rx), Мальта, Швеция и Великобритания

Контроль торговых надбавок на все ЛС

Кипр, Венгрия

Контроль цен на оригинальные препараты

Канада

Отсутствие контроля цен

США

Необходимость переговорной (пакетной) процедуры выработки конкретной методики регулирования цен

1. Опереться на мировой опыт (INFOPRICE, страны сравнения, позитивные и негативные примеры).

2. Стремиться к достижению ВСЕХ целей госрегулирования.

3. Понимание объективности конфликта интересов, пакетные переговоры.

4. Нужда в КОНСТРУКТИВНЫХ предложениях заинтересованных сторон.

__________
* доклад подготовлен совместно с Е. Вольской, М. Денисовой, Н. Шамшуриной

Выступление на заседании круглого стола РАФМ 26.11.09.

Специализированные
мероприятия
 
   
Статьи подрубрики государственное регулирование:
Как защитить интеллектуальную собственность на лекарство

Для обеспечения лекарственной безопасности необходимо не только разрабатывать инновационные препараты, но и расширять процесс дженерикового импортозамещения.

Фармацевтические споры: о чем говорит практика

Хотя российское право не является прецедентным, некоторые споры в фармацевтическом секторе могут стать основой для формирования новых тенденций правоприменения. На конференции «Quality PharmLog-2024» советник адвокатского бюро «Трубор» Мария Борзова рассказала о значимых судебных разбирательствах в 2024 году.

Госпрограммы в сфере здравоохранения

Итоги реализации федеральных проектов по борьбе с социально-значимыми заболеваниями, текущие потребности системы здравоохранения, защита интеллектуальной собственности на фармацевтическом рынке, а также развитие системы медицинского страхования стали ключевыми вопросами прошедшего конгресса «Право на здоровье».

Как новый закон поможет отрегулировать рынок БАД

Проект закона об особенностях оборота БАД в России принят в первом чтении Госдумой. В чем суть этого закона, что он даст врачам и пациентам и как поможет сделать рынок БАД безопаснее, рассказывает директор по правовым вопросам и комплаенсу компании «Алцея» Катасова Ирина.

Правило второй лишний требует доработки

С января 2025 года компании из России и стран-участниц ЕАЭС, производящие препараты по полному циклу, получат преимущество при госзакупках. Если такой производитель решит принять участие в торгах, остальные заявки автоматически отклоняются.

Специализированные
мероприятия