По данным Фонда общественного мнения, 63% россиян предпочитают лечиться самостоятельно. "И единственный человек в белом халате, который встречается на пути этих людей к лекарствам, — это фармацевт, не врач", — отметила Роза Ягудина, заведующая кафедрой организации лекарственного обеспечения и фармакоэкономики Первого МГМУ им. И.М.Сеченова,председатель правления РОО "Московское фармацевтическое общество". 56% людей спрашивают в аптеке конкретный препарат, 44% указывают лишь симптомы или заболевание. Из этих 56% только половина людей купит препарат, за которым они пришли. Каждый третий покупает то, что посоветует фармацевт (препараты ОТС), и только каждый пятый выберет другой препарат (решающим станет вопрос цены). Р.И. Ягудина рассказала и о причинах, влияющих на решение потребителя о смене препарата. 33% — это рекомендации провизора и почти 30% — скидки и бонусы. По–разному ведут себя покупатели и в зависимости от нозологии. Например, удельный вес самостоятельных решений при выборе лекарственных средств для снижения веса — 65%, для улучшения памяти — 53%.
Чем же руководствуются провизоры в своих рекомендациях? По данным опроса компании Ipsos, 60% провизоров руководствуются акциями, проводимыми аптеками. То есть за что больше заплатили, то провизор и продал в аптеке.
"Вот и вся ваша рекомендация. Тогда кто же сегодня провизор–фармацевт? Марионетка в руках системы сетевых аптек, злой гений маркетинга для фармкомпаний, либо профессионал, действующий в интересах пациента, который оказывает настоящее консультирование? Население верит, а аптечный работник отпускает то, за что заплатили. Есть ли собственная точка зрения у аптечного работника в перерыве между акциями?", — такие вопросы задала собравшимся на съезде Р.И. Ягудина. Она напомнила, что есть Кодекс этического поведения, Федеральный закон №323–ФЗ, который запрещает воздействовать фармкомпаниям на специалистов здравоохранения и фармацевтов. Например, в США компания "Новартис" заплатила 390 млн долларов штрафа за давление на аптечных работников при отпуске лекарственных препаратов.
К этому положению вещей в аптечном сегменте фармрынка добавляются внутренние риски. Прежде всего, это динамично развивающийся канал интернет продаж, и вот уже аптека становится пунктом выдачи препаратов. Экзотические виды конкурентной борьбы, когда большое количество аптек бьется за ограниченный бюджет друг у друга, а ведь маржа, напомнила Р.И. Ягудина, это не единственный механизм формирования дохода аптеки. Например, в Великобритании с 2005 года разрешена самостоятельная выписка рецептов фармацевтами, но только членам королевского фармобщества при страховом сопровождении.
"Превращение первостольника в продавца — это один из важнейших рисков развития аптечной системы. Текущая модель – путь в никуда для всех: для фармкомпаний — невыполнение планов, для фармацевтов — дискредитация профессии, для аптек — конкуренция со стороны торговых сетей, для пациентов – неудовлетворение запроса на получение качественной помощи", — уверена Р.И. Ягудина.
Какой выход? Роза Исмаиловна предложила внести в проект резолюции съезда вопрос о восстановлении официальной системы доведения информации, потому что аптечному работнику нужна правильная информация в правильный момент и в правильной форме. Медпредставители рекламируют свой продукт, но нет системного сравнительного взгляда на всю линейку препаратов определенной группы. "Аптека должна превратиться в источник общественного здоровья и способствовать расширению и сохранению ресурсов системы здравоохранения", — подчеркнула она.
КОНКУРЕНЦИЯ СВЕДЕНА К БОРЬБЕ ЗА ДЕНЬГИ ПРОИЗВОДИТЕЛЯ
Сегодня аптечных организаций много, а потребителей недостаточно. Дмитрий Целоусов, исполнительный директор ААУ "СоюзФарма", член Совета Союза "Национальная Фармацевтическая палата", напомнил, что Федеральная антимонопольная служба считает иначе — аптек недостаточно, рынок неконкурентный. Но где порог суждения, когда конкуренцию считать достаточной или недостаточной? Кто будет решать?
"С прошлого года мы наблюдаем колоссальный уход участников с рынка по причине продажи бизнеса, закрытия, нерентабельности, не справляются единичные аптеки, но сетевые структуры только растут и покупают других. Есть ли там социальный бизнес? Есть ли там конкуренция?" — спросил Д.Г. Целоусов и пояснил, что сегодня конкуренция на аптечном рынке выражается в соперничестве за лучшие условия, результаты коммерческой деятельности, в борьбе за потребителя, если аптека расположена в хорошем месте. И если потребитель идет в аптеку, можно расслабиться. Поконкурировать, по выражению Д.Г. Целоусова, можно на отсутствии четких норм, предъявляемых к помещениям аптечных организаций. Нет одинаковых условий для входа на рынок хозяйствующих субъектов, в регионах лицензирующие органы отказывают индивидуальным предпринимателям в открытии второй розничной точки. Есть ценовая конкуренция, когда цены на препараты ниже, чем у дистрибутора. "Это ли не предмет для разбирательства прокуратуры и других контролирующих органов? Как при таких ценах можно соблюдать качество лекарственных препаратов?" — заметил руководитель "СоюзФармы". Конкуренция в отрасли перестала быть соревнованием сервиса, предложением лучших условий. Нет борьбы за лучшие кадры, за качественное оказание фармпомощи. Нет конкуренции и среди фармспециалистов: они востребованы уже только потому, что у них есть диплом. "Конкуренция на аптечном рынке превратилась в конкуренцию производителей в аптеках: кто больше даст денег за реализацию товара", — уверен Д.Г. Целоусов. При этом организациям аптечным противопоставляют торговые, которые, если будет принят нормативный акт по торговле лекарственными средствами в торговых сетях, просто уничтожат аптеки. И тогда об аптечной конкуренции вообще говорить не придется.
Дмитрий Геннадьевич предложил обратиться с законодательной инициативой (и отметить этот момент в резолюции съезда) предусмотреть в нормативных актах ответственность производителей за нарушение норм ФЗ–323, чтобы не было соревнования аптек за бюджеты производителей. Он также добавил, что, по сути, деньги, поступающие в аптеку в рамках маркетинговых бюджетов производителей, не регламентируются и не регулируются никакими правовыми документами.
ПРАВО ОЦЕНИВАТЬ
Союз "НФП" получил статус Совета по профессиональным квалификациям. Сегодня ни один документ, касающийся повышения квалификации и подготовки кадров, не принимается без одобрения отраслевого совета. Совет был создан при Президенте РФ с целью определения потребности в кадрах. Это большая работа, результат которой не сиюминутен. Об этом напомнила Елена Неволина, исполнительный директор Союза "Национальная Фармацевтическая палата" и НП "Аптечная гильдия"». Но уже сегодня профессиональному сообществу делегировано очень важное право оценивать готовность выпускников осуществлять фармдеятельность. Е.В. Неволина отметила это как большой прорыв. Ведь раньше человек, получивший высшее образование по специальности "фармация", должен был еще год проходить ординатуру, чтобы прийти в аптеку и занять свою должность, в то время как для среднего персонала этого не требовалось, он вместе с дипломом получал сертификат специалиста. Тем самым нивелировать сама система высшего образования.
В прошлом году были аккредитованы более 3 тыс. специалистов с высшим образованием, но, сколько из них приступило к работе в аптечных организациях, неизвестно. Провести полноценный мониторинг нашего рынка невозможно. "У нас в стране нет адекватного регистра ни медицинских, ни фармацевтических работников. Сколько работников реально действуют в отрасли, имеющих образование, не скажет никто", — пояснила Елена Викторовна. В резолюцию съезда был внесен пункт об обязательности создания реестра (или регистра) фармработников. Она также недоумевает, почему в России нет обязанности быть членом профессиональной организации. Это дало бы возможность вести реестр фармработников, понимать и оценить результативность образовательных мероприятий.
Исполнительный директор Союза "НФП" напомнила о принятии нового образовательного стандарта по специальности "фармация" (с высшим образованием). Теперь выпускники могут работать и выбирать вектор развития в соответствии с новыми образовательными стандартами. Е.В. Неволина обсудила с делегатами съезда спорные вопросы аккредитации специалистов со средним фармацевтическим образованием. В Минздрав РФ будет направлена просьба исключить из приказа №1183 должности "младший фармацевт" и "старший фармацевт", так как сегодня они на практике не имеют значения.
В резолюции съезда также было отмечено мнение профессионального сообщества о сроке обучения в ординатуре по специальности "фармацевтическая химия и фармакогнозия", чтобы стать провизором–аналитиком, и специальности "управление и экономика фармации", чтобы занять должность руководителя организации. В отличие от сообщества преподавательского фармацевтическое уверено, что одного года ординатуры достаточно.
Е.В. Неволина подчеркнула, что решения, внесенные в резолюцию съезда, будут в дальнейшем учитывать в своей работе Минздрав РФ.