Демидов Николай
Генеральный директор ЦМИ «Фармэксперт»
За лето вызрела тема, которую на заседании РАФМ обсуждали еще весной. Теперь уже возникло некое понимание того, что готовится в недрах государственных органов по регулированию цен. Однако полной точности до сих пор нет.
Что нынче в цене? В цене социальная составляющая фармацевтического рынка, от которой никуда не деться и которая является превалирующей в лекарственном обеспечении в нашей стране. Впервые она прямо была затронута российским премьер-министром в его беседах с федеральным министром здравоохранения и социального развития. Кроме этого, у нас есть президент, который печется не только о социальной составляющей, а заявляет следующее:
«Рынок лекарств динамично развивается во многом благодаря государственным программам и тем деньгам, которые в эту сферу пришли. Он прирастает в среднем на 10–12 процентов ежегодно. По расчетам специалистов, через 10 лет объем продаж лекарственных средств в нашей стране будет составлять около 1,5 триллиона руб. Очень значительная цифра. Фактически мы должны выйти на среднеевропейский уровень потребления лекарственных препаратов, что, естественно, должно быть, в конечном счете, конвертировано и в продолжительность жизни, и в ее качество. Высокими темпами должны расти и продажи медицинской техники. Главное – соблюсти интересы россиян и российских производителей».
(Д.А. Медведев, выступление на заседании Комиссии по модернизации и технологическому развитию экономики России в Покрове, 31 августа 2009 г.)
Таким образом, есть качественные составляющие, которые завязаны на стоимостные показатели, а те в свою очередь определяются тем, какие препараты потребляют россияне. Пока есть огромная разница в цене потребляемой упаковки в 2009 г. Но примерно до 300 долл. на одного человека должно дойти в ближайшее время потребление медикаментов у нас в стране. Сейчас такой уровень в развитых странах Европы (см. табл. 1). Это хороший ориентир.
Но есть некие противоречия: с одной стороны, говорится о необходимости замораживания роста цен на лекарства, наказании тех, кто завышает стоимость, и отсечение ценами дженериков. С другой стороны, есть желание изменить структуру потребления лекарств в стране, предоставив возможность населению лечиться более качественными лекарственными препаратами и конвертировать эти финансовые затраты в продолжительность жизни, снижение уровня заболеваний.
Какие действия приведут Россию к среднеевропейскому уровню потребления ЛС? Это:
- Изменение структуры потребления.
- Выравнивание цены условной упаковки Rx препарата с европейским уровнем.
- Изменение принципов медицинского обслуживания.
- Внедрение страховых принципов в лекарственном обеспечении для широкого круга населения.
- Ценовое регулирование.
Все это должно к 2019 г. иметь такие параметры рынка:
- Уровень потребления – 18 000 руб. в год (в ценах 2009 г.).
- Средняя стоимость упаковки будет составлять 1150 руб.
- Количество рецептов увеличено в 2 раза.
- Традиционный ассортимент – сокращение доли в потреблении в 4 раза.
- Пятьдесят процентов рынка – страховой сектор.
Сейчас модернизация ценового регулирования происходит не вместе, а вместо:
- введения требований GMP для отечественных производителей и соответственно для лекарств, представленных на рынке…
- обкатки и дальнейшего внедрения соплатежей для работающих граждан…
- изменения системы закупок ЛС для госпитальных учреждений, особенно в части министерств и ведомств…
Цели, которые озвучены нашими лидерами, сложно представить рядом, но только на первый взгляд
Для достижения уровня западных стран по объему и структуре фармрынка нужно изменение структуры потребления ЛС в пользу современных и более дорогих препаратов. Одновременно контроль цен на медикаменты (ЖНВЛС) увеличивает доступность современных ЛС. Нужен оптимальный симбиоз такого изменения структуры рынка и доступности современных ЛС.
Сейчас сложно сказать, как отреагирует рынок на введение регулирования. В Самаре отсутствует ограничение по надбавке для ЖНВЛС, но посмотрите табл. 2.
Табл. 2 Влияние ценового регулирования на уровень цен на ЖНВЛС
|
янв. – июль 2007 г.
|
янв. – июль 2008 г.
|
янв. – июль 2009 г.
|
Самара
|
7,7
|
9,5
|
12,6
|
Москва
|
5,9
|
6,9
|
11,4
|
Екатеринбург
|
7,6
|
9,6
|
11,2
|
Р. Башкортостан
|
7,1
|
8,4
|
10,4
|
Моск. обл.
|
6,1
|
7,1
|
10,1
|
С.-Петербург
|
6,5
|
7,6
|
9,7
|
Казань
|
5,8
|
6,3
|
9,5
|
Новосибирск
|
5,3
|
6,9
|
9,3
|
Р. Татарстан
|
5,3
|
6,8
|
9
|
Ростов-на-Дону
|
4,9
|
6,3
|
8,5
|
Примечание:
- для сравнения взята усредненная цена за упаковку препарата из пакета 10 наиболее массовых торговых марок (Нафтизин, Корвалол, Ацетилсалициловая кислота, Эналаприл…);
- в Самаре цена условной упаковки в пакете выше, чем в Москве и др. крупных городах.
Возьмем блокбастеры и сравним с другими регионами (табл. 3)
Табл. 3 Цена условной упаковки
|
янв. – июль 2008 г.
|
янв. – июль 2009 г.
|
Самара
|
261
|
296,7
|
Москва
|
204
|
281,6
|
Казань
|
217,4
|
261
|
Екатеринбург
|
235,2
|
230,2
|
Санкт-Петербург
|
184,6
|
224
|
Новосибирск
|
195
|
216
|
Новосиб. обл.
|
176,8
|
206
|
Примечание:
- для сравнения взята усредненная цена за упаковку препарата из пакета 10 блокбастеров (Арбидол, Эссенциале, Линекс, Виагра, Пенталгин, ТераФлю…)
- и снова в Самаре средняя цена пакета выше, чем в Москве.
Каковы же опасения участников рынка?
С точки зрения производителей (российских и иностранных, включая дженериковых):
- Валютные риски.
- Процедура обоснования цены.
- Дополнительная административная нагрузка.
- Дискриминация по принципу иностранный/отечественный.
- Дискриминация по уровню организации производства – «не GMP» будет дешевле.
Опасения участников рынка с точки зрения участников товаропроводящей цепи (дистрибьюторы, аптечная розница):
- Размер наценки – что изменится по сравнению с текущей ситуацией?
- Как и с кем делить? (неизвестно, сколько участников будет в цепи).
- Процедура обоснования наценки.
- Дополнительная административная нагрузка.
- Хватит ли эффективности?
- Насколько совпадает ЖНВЛС и обязательный ассортимент? (может, не стоит связываться с препаратами, которые не приносят желаемой маржи?)
Приведу красноречивый пример (табл. 4).
Табл. 4
Наименование
|
Форма выпуска/дозировка/упаковка
|
Цена, руб.
|
Доля рынка, %
|
в стоимостном выражении
|
в натуральном выражении
|
Брендированный
дженерик иностранного пр-ва
|
табл. 10 мг, 10 шт. – уп. конт. яч. (2) – пачка карт.
|
84,96
|
16,3
|
8,6
|
Дженерик отечественного пр-ва
|
табл. 10 мг, 10 шт. – уп. конт. яч. (2) – пачка карт.
|
9,92
|
2,3
|
11,5
|
Дженерик отечественного производства вне конкуренции по цене (разница – почти в 9 раз!) Вопрос – сохранится ли при новом регулировании подобная ценовая конкуренция?
Наиболее вероятные последствия нового ценового регулирования (подробности пока не просматриваются)
- изменение приоритетных финансовых схем работы в товаропроводящей цепи;
- сокращение числа торговых марок, относящихся к списку ЖНВЛС;
- периодическое возникновение дефектуры по позициям отдельных производителей;
- возрастание административного давления;
- оптимизация бюджетов продвижения ЖНВЛС;
- передел рынка дистрибьюторов – конкуренция организационно-финансовых моделей;
- обострение противоречий между участниками товаропроводящей цепи.
По материалам круглого стола РАФМ