26.11.2024 Издается с 1995 года №10 (367) окт 2024 18+
26.11.2024 Издается с 1995 года №10 (367) окт 2024
// Фармрынок // Государственное регулирование

Что нынче в цене?

О регуляторных инициативах в сфере лекарственного обеспечения.

Демидов Николай
Генеральный директор ЦМИ «Фармэксперт»

За лето вызрела тема, которую на заседании РАФМ обсуждали еще весной. Теперь уже возникло некое понимание того, что готовится в недрах государственных органов по регулированию цен. Однако полной точности до сих пор нет.

Что нынче в цене? В цене социальная составляющая фармацевтического рынка, от которой никуда не деться и которая является превалирующей в лекарственном обеспечении в нашей стране. Впервые она прямо была затронута российским премьер-министром в его беседах с федеральным министром здравоохранения и социального развития. Кроме этого, у нас есть президент, который печется не только о социальной составляющей, а заявляет следующее:

«Рынок лекарств динамично развивается во многом благодаря государственным программам и тем деньгам, которые в эту сферу пришли. Он прирастает в среднем на 10–12 процентов ежегодно. По расчетам специалистов, через 10 лет объем продаж лекарственных средств в нашей стране будет составлять около 1,5 триллиона руб. Очень значительная цифра. Фактически мы должны выйти на среднеевропейский уровень потребления лекарственных препаратов, что, естественно, должно быть, в конечном счете, конвертировано и в продолжительность жизни, и в ее качество. Высокими темпами должны расти и продажи медицинской техники. Главное – соблюсти интересы россиян и российских производителей».
(Д.А. Медведев, выступление на заседании Комиссии по модернизации и технологическому развитию экономики России в Покрове, 31 августа 2009 г.)

Таким образом, есть качественные составляющие, которые завязаны на стоимостные показатели, а те в свою очередь определяются тем, какие препараты потребляют россияне. Пока есть огромная разница в цене потребляемой упаковки в 2009 г. Но примерно до 300 долл. на одного человека должно дойти в ближайшее время потребление медикаментов у нас в стране. Сейчас такой уровень в развитых странах Европы (см. табл. 1). Это хороший ориентир.

1009_Т1

Но есть некие противоречия: с одной стороны, говорится о необходимости замораживания роста цен на лекарства, наказании тех, кто завышает стоимость, и отсечение ценами дженериков. С другой стороны, есть желание изменить структуру потребления лекарств в стране, предоставив возможность населению лечиться более качественными лекарственными препаратами и конвертировать эти финансовые затраты в продолжительность жизни, снижение уровня заболеваний.

Какие действия приведут Россию к среднеевропейскому уровню потребления ЛС? Это:

  1. Изменение структуры потребления.
  2. Выравнивание цены условной упаковки Rx препарата с европейским уровнем.
  3. Изменение принципов медицинского обслуживания.
  4. Внедрение страховых принципов в лекарственном обеспечении для широкого круга населения.
  5. Ценовое регулирование.

Все это должно к 2019 г. иметь такие параметры рынка:

  1. Уровень потребления – 18 000 руб. в год (в ценах 2009 г.).
  2. Средняя стоимость упаковки будет составлять 1150 руб.
  3. Количество рецептов увеличено в 2 раза.
  4. Традиционный ассортимент – сокращение доли в потреблении в 4 раза.
  5. Пятьдесят процентов рынка – страховой сектор.

Сейчас модернизация ценового регулирования происходит не вместе, а вместо:

  • введения требований GMP для отечественных производителей и соответственно для лекарств, представленных на рынке…
  • обкатки и дальнейшего внедрения соплатежей для работающих граждан…
  • изменения системы закупок ЛС для госпитальных учреждений, особенно в части министерств и ведомств…

Цели, которые озвучены нашими лидерами, сложно представить рядом, но только на первый взгляд

Для достижения уровня западных стран по объему и структуре фармрынка нужно изменение структуры потребления ЛС в пользу современных и более дорогих препаратов. Одновременно контроль цен на медикаменты (ЖНВЛС) увеличивает доступность современных ЛС. Нужен оптимальный симбиоз такого изменения структуры рынка и доступности современных ЛС.

Сейчас сложно сказать, как отреагирует рынок на введение регулирования. В Самаре отсутствует ограничение по надбавке для ЖНВЛС, но посмотрите табл. 2.

Табл. 2 Влияние ценового регулирования на уровень цен на ЖНВЛС

 

янв. – июль
2007 г.

янв. – июль
2008 г.

янв. – июль
2009 г.

Самара

7,7

9,5

12,6

Москва

5,9

6,9

11,4

Екатеринбург

7,6

9,6

11,2

Р. Башкортостан

7,1

8,4

10,4

Моск. обл.

6,1

7,1

10,1

С.-Петербург

6,5

7,6

9,7

Казань

5,8

6,3

9,5

Новосибирск

5,3

6,9

9,3

Р. Татарстан

5,3

6,8

9

Ростов-на-Дону

4,9

6,3

8,5

Примечание:

  • для сравнения взята усредненная цена за упаковку препарата из пакета 10 наиболее массовых торговых марок (Нафтизин, Корвалол, Ацетилсалициловая кислота, Эналаприл…);
  • в Самаре цена условной упаковки в пакете выше, чем в Москве и др. крупных городах.

Возьмем блокбастеры и сравним с другими регионами (табл. 3)

Табл. 3 Цена условной упаковки

 

янв. – июль
2008 г.

янв. – июль
2009 г.

Самара

261

296,7

Москва

204

281,6

Казань

217,4

261

Екатеринбург

235,2

230,2

Санкт-Петербург

184,6

224

Новосибирск

195

216

Новосиб. обл.

176,8

206

Примечание:

  • для сравнения взята усредненная цена за упаковку препарата из пакета 10 блокбастеров (Арбидол, Эссенциале, Линекс, Виагра, Пенталгин, ТераФлю…)
  • и снова в Самаре средняя цена пакета выше, чем в Москве.

Каковы же опасения участников рынка?

С точки зрения производителей (российских и иностранных, включая дженериковых):

  1. Валютные риски.
  2. Процедура обоснования цены.
  3. Дополнительная административная нагрузка.
  4. Дискриминация по принципу иностранный/отечественный.
  5. Дискриминация по уровню организации производства – «не GMP» будет дешевле.

Опасения участников рынка с точки зрения участников товаропроводящей цепи (дистрибьюторы, аптечная розница):

  1. Размер наценки – что изменится по сравнению с текущей ситуацией?
  2. Как и с кем делить? (неизвестно, сколько участников будет в цепи).
  3. Процедура обоснования наценки.
  4. Дополнительная административная нагрузка.
  5. Хватит ли эффективности?
  6. Насколько совпадает ЖНВЛС и обязательный ассортимент? (может, не стоит связываться с препаратами, которые не приносят желаемой маржи?)

Приведу красноречивый пример (табл. 4).

Табл. 4

Наименование

Форма выпуска/дозировка/упаковка

Цена, руб.

Доля рынка, %

в стоимостном выражении

в натуральном выражении

Брендированный

дженерик иностранного пр-ва

табл. 10 мг, 10 шт. – уп. конт. яч. (2) – пачка карт.

84,96

16,3

8,6

Дженерик отечественного пр-ва

табл. 10 мг, 10 шт. – уп. конт. яч. (2) – пачка карт.

9,92

2,3

11,5

Дженерик отечественного производства вне конкуренции по цене (разница – почти в 9 раз!) Вопрос – сохранится ли при новом регулировании подобная ценовая конкуренция?

Наиболее вероятные последствия нового ценового регулирования (подробности пока не просматриваются)

  • изменение приоритетных финансовых схем работы в товаропроводящей цепи;
  • сокращение числа торговых марок, относящихся к списку ЖНВЛС;
  • периодическое возникновение дефектуры по позициям отдельных производителей;
  • возрастание административного давления;
  • оптимизация бюджетов продвижения ЖНВЛС;
  • передел рынка дистрибьюторов – конкуренция организационно-финансовых моделей;
  • обострение противоречий между участниками товаропроводящей цепи.

По материалам круглого стола РАФМ

Специализированные
мероприятия
 
   
Статьи подрубрики государственное регулирование:
Как защитить интеллектуальную собственность на лекарство

Для обеспечения лекарственной безопасности необходимо не только разрабатывать инновационные препараты, но и расширять процесс дженерикового импортозамещения.

Фармацевтические споры: о чем говорит практика

Хотя российское право не является прецедентным, некоторые споры в фармацевтическом секторе могут стать основой для формирования новых тенденций правоприменения. На конференции «Quality PharmLog-2024» советник адвокатского бюро «Трубор» Мария Борзова рассказала о значимых судебных разбирательствах в 2024 году.

Госпрограммы в сфере здравоохранения

Итоги реализации федеральных проектов по борьбе с социально-значимыми заболеваниями, текущие потребности системы здравоохранения, защита интеллектуальной собственности на фармацевтическом рынке, а также развитие системы медицинского страхования стали ключевыми вопросами прошедшего конгресса «Право на здоровье».

Как новый закон поможет отрегулировать рынок БАД

Проект закона об особенностях оборота БАД в России принят в первом чтении Госдумой. В чем суть этого закона, что он даст врачам и пациентам и как поможет сделать рынок БАД безопаснее, рассказывает директор по правовым вопросам и комплаенсу компании «Алцея» Катасова Ирина.

Правило второй лишний требует доработки

С января 2025 года компании из России и стран-участниц ЕАЭС, производящие препараты по полному циклу, получат преимущество при госзакупках. Если такой производитель решит принять участие в торгах, остальные заявки автоматически отклоняются.

Специализированные
мероприятия