Диспансеризация: поручение президента оставить на контроле
Об этом заявили эксперты ОНФ в ходе заседания совместной рабочей группы Народного фронта "За Россию" и Минздрава России, созданной по итогам форума ОНФ «За качественную и доступную медицину» 2015 г.
За прошедший год из 24 поручений главы государства в сфере здравоохранения, которые находились на контроле совместной рабочей группы, было выполнено 13 поручений. 11 поручений, в т.ч. по диспансеризации, остаются на контроле рабочей группы. Напомним, по итогам форума Народного фронта президент России, лидер Общероссийского народного фронта Владимир Путин поручил в срок до 1 декабря 2016 г. проанализировать медико–экономическую эффективность диспансеризации населения.
Доклад о результатах проведенного анализа представили эксперты ФГБУ "Государственный научно–исследовательский центр профилактической медицины" Минздрава России. Так, было отмечено, что диспансеризация проводится недостаточное количество времени для получения реальных и достоверных данных. Поэтому для оценки долгосрочного эффекта эксперты Минздрава построили модель, позволяющую учитывать методы раннего выявления болезней, а также оценить их эффективность, в т.ч. для экономики страны. При этом основной целью диспансеризации представители ведомства назвали снижение смертности, которое также можно перевести в экономическую оценку за счет сохранения трудовых ресурсов. Они рассказали о краткосрочном эффекте диспансеризации путем выявления затрат на определение раннего случая заболевания, результатах моделирования и особо отметили, что диспансеризация в течение последующих десяти лет позволит сократить свыше 44 тыс. смертей людей в трудоспособном и 130 тыс. — в экономически активном возрасте. Эксперты обратили внимание, что экономический эффект диспансеризации не вызывает сомнений, что и было доказано путем подсчета затрат на один год сохраненной жизни. Сэкономленные на этом средства можно будет дополнительно направлять на медицинское обслуживание или лекарственное обеспечение пациентов.
Эксперт рабочей группы ОНФ "Социальная справедливость" Разиет Натхо отметила, что доклад требует дополнений и пояснений. "У Минздрава России отсутствуют нормативные документы, регламентирующие экономическую эффективность диспансеризации. В соответствующем приказе Минздрава о порядке проведения диспансеризации указываются лишь три критерия эффективности, но все в той или иной степени касаются охвата населения диспансеризацией. И даже они не вошли в разработанную Минздравом модель, позволяющую учитывать методы раннего выявления болезней. Кроме того, эти критерии не были просчитаны экономически. Ведомство обосновывает экономический эффект количеством предотвращенных смертей и их вкладом в экономику и представляет расчеты, не подкрепленные экономически и не основанные на нормативных документах", — подчеркнула Разиет Натхо.
Рабочая группа ОНФ считает, что исполнение поручения предполагает медико–экономический анализ количества пациентов, которые должны были пройти диспансеризацию, и тех, кто ее реально прошел, количества впервые выявленных заболеваний, анализ установленных диагнозов и стадий выявления заболеваний.
Эксперты ОНФ также отметили, что в докладе не был представлен анализ проведенной за последний год диспансеризации с указанием объема средств и результатов эффективности внедрения этой процедуры. Кроме этого, исходя из представленных данных, нет возможности оценить влияние диспансеризации на улучшение состояния здоровья граждан, а также расчеты экономического эффекта от диспансеризации для российского бюджета.
Научный руководитель и председатель правления Национального центра проблем инвалидности, эксперт ОНФ по делам инвалидов Александр Лысенко в свою очередь поднял вопрос о влиянии диспансеризации на предупреждение инвалидности и предложил ввести специальные критерии, учитывающие эти особенности в процессе проведения диспансеризации. Представители Минздрава пообещали дополнить расчеты и критерии, связанные с инвалидностью.
Разиет Натхо подчеркнула, что, исходя из всего сказанного выше, Народный фронт предлагает поручение президента не снимать с контроля, т.к. оно не было исполнено с содержательной точки зрения.
Источник: пресс–служба ОНФ