27.07.2024 Издается с 1995 года №7 (364) июл 2024 18+
27.07.2024 Издается с 1995 года №7 (364) июл 2024
// Фармрынок // Дистрибуция

Дистрибуторы на фармрынке — класс угнетенный

Так считает Николай Беспалов, директор по развитию аналитической компании "RNCPharma", рассказавший о ситуации в сфере фармацевтической дистрибуции лекарственных препаратов в России на ежегодной международной конференции "Стандарты качества фармацевтической логистики".

До 2002 г. российский рынок, напомнил Н.В. Беспалов, работал по международным нормам исчерпания права на торговые марки, а значит, любая российская компания могла купить товар где угодно и продать его где угодно. Но в 2002 г. произошли изменения в законодательной базе, и Россия перешла с международного принципа на региональный, ввоз иностранных лекарственных препаратов и другой продукции стал возможен только с официального разрешения правообладателя. С тех пор российский рынок и живет в этих условиях, хотя с 2011 г. Федеральная антимонопольная служба пытается изменить ситуацию, призывая разрешить параллельный импорт, в т.ч. части лекарственной продукции. Несмотря на активность ФАС в этом вопросе и готовность перечня товаров, глава ведомства Игорь Артемьев заявил недавно, что все–таки введение параллельного импорта откладывается до 2020 г. Эксперт напомнил, что в небольших объемах, но параллельный импорт (ПИ) все же присутствует на нашем рынке. С января 2014 г. доля ПИ составила порядка 0,1% от всех импортных операций, в 2015 г. — 0,07%. Список торговых марок, поступающих в Россию по линии параллельного импорта, увеличился с 19 позиций в 2014 г. до 26 в текущем.

В целом же доля продукции, проходящей через дистрибуторские компании, сокращается, в 2015 г. она достигла исторического минимума за последние 5 лет (19,6%). "В такой ситуации дистрибутор не может распоряжаться ценой на ЛС, — считает Н.В. Беспалов, — основная доля маржи переместилась из оптового звена в производственный".

Он представил аудитории рейтинг российских фармдистрибуторов по итогам I–III кварталов 2015 г. Первые три места среди прямых поставщиков в аптеки и ЛПУ разделили "Катрен", "Протек" и "Роста", а среди дистрибуторов, работающих в секторе госзакупок, — "Р–Фарм", "Фармимэкс" и "Фармстандарт".

Эксперт отметил, что суммарная доля топ–10 компаний рейтинга за прошедший год выросла более чем на 10%. Многие игроки рынка не выдерживают усилившейся конкуренции. За последние полтора года с рынка практически исчезли два крупных в прошлом игрока — "Ориола" и "Империя–Фарма".

Николай Беспалов напомнил, что изменения происходят не только на уровне коммерческой борьбы между компаниями, инструменты борьбы распространяются и на ассортиментную политику. К примеру, федеральные дистрибуторы в ущерб продажам лекарственных препаратов стараются увеличить продажи нелекарственного ассортимента, потому что маржинальность последнего выше, чем у лекарственного, особенно в условиях кризиса и регулирования государством цен на часть ЛС.

Региональные же компании, продолжил эксперт, понимая, что ниши на лекарственном рынке не заполняются крупными федеральными игроками, пытаются усилить свое присутствие. На рынке меняются также и каналы сбыта: федеральные компании активно наращивают долю поставок по прямым каналам, т.е. непосредственно в аптеки и больницы, тем более что при прямых поставках маржинальность выше. У дистрибуторов рангом ниже ситуация обратная: региональные компании пытаются играть на поле вторичной дистрибуции, повысить свой оборот и получить хотя бы небольшую маржу.

Потеря существенной части маржинальности стимулировала оптовые компании к диверсификации. Сейчас практически все крупные дистрибуторские компании активно работают и с розницей, и на рынке госзакупок. Дистрибуция активно заявляет о себе и в сфере развития аптечных сетей, и производственных компетенций, логистики, а также в издательском бизнесе. Часть компаний из ТОР–10 рейтинга российских оптовиков имеют свои печатные издания, рассчитанные не только на профессиональную аудиторию фармацевтом и провизоров, например, но и на обычного потребителя.

Многие дистрибуторские компании предоставляют также сегодня услуги таможенного брокера, проводят процедуры таможенной очистки.

ПО–ПРЕЖНЕМУ МНОГО ИНОСТРАНЦЕВ

Экономический кризис, вынуждающий потребителей переориентироваться на более дешевую продукцию, в т.ч. и на фармрынке, а также политика импортозамещения повлияли на скачкообразный, по данным Н. Беспалова, рост доли отечественных фармпроизводителей (на 4,5%). "До этого мы видели такую активность только при сдаче рынка иностранным игрокам, а здесь наоборот", — отметил эксперт.

Но рынок по–прежнему представлен по большей части иностранными игроками. Импорт готовых лекарственных средств в денежном выражении за 2015 г. практически не изменился, уйдя в небольшой минус (0,2%) из–за невозможности повышать цены в условиях госрегулирования и девальвации рубля. За 9 месяцев 2014 г. импорт готовых лекарственных препаратов составил 322 млрд руб., за тот же период 2015 г. — 321 млрд руб.

Эксперт отметил значительный рост поставок импортных лекарственных препаратов в форме in bulk (фармацевтическая продукция, предназначенная для производства готовых лекарственных средств, прошедшая все стадии производственного процесса, кроме фасовки, конечной упаковки и маркировки у другого производителя).

О доминировании иностранных игроков на российском фармрынке говорит и структура банков, рейтинг которых представил Н. Беспалов. В первую тройку вошел только один отечественный "Сбербанк" (95), на первом — "Ситибанк" (37,4% доли в общем объеме платежей за поставки импортных ЛС в I–III кварталах 2015 г.), на третьем — "Дойче банк" (8,4%).

В завершение, говоря о прогнозе динамики российского фармрынка на 2016 г. (8–12% в руб.), Н.В. Беспалов отметил, что прогноз актуален только на данный момент и может быть пересмотрен в случае изменения макроэкономической ситуации или регуляторной политики.

Специализированные
мероприятия
 
 
Omni farma
Статьи подрубрики дистрибуция:
Роль оптового звена на фармацевтическом рынке

В России функционируют свыше 2200 оптовых организаций. Именно они являются важным звеном на пути медикаментов от производителя до аптеки и конечного потребителя.

МЕДИПАЛ: "Здоровый взгляд на жизнь!"

Один из крупнейших фармацевтических поставщиков, Группа компаний "МЕДИПАЛ", в следующем году отметит 30 лет эффективной работы.

Дистрибуция: чем поддержать центральное звено?

В период ажиотажного спроса на лекарственные препараты в центре внимания — дистрибуция. Так было в 2020-м, когда грянула пандемия.

Сергей Еськин: о доступном лекарстве в эпоху пандемии

Вопрос о доступности лекарственной помощи повернулся неожиданной стороной.

Владимир Малинников: в аптечной рознице царит каннибализм

Что бы ни говорили гороскопы, 2018 год стал годом фармацевтической дистрибуции. Как и в девяностые, дистрибутор вновь стал ключевым игроком аптечного рынка и установил новые правила игры для фармацевтической розницы.

Специализированные
мероприятия
 
 
Omni farma