22.09.2024 Издается с 1995 года №8 (365) авг 2024 18+
22.09.2024 Издается с 1995 года №8 (365) авг 2024
// Тема номера

Для лекарственного возмещения нет политической воли

Каких ресурсов нет и пока не предвидится для старта лекарственного возмещения? Если под ресурсом понимать политическую волю, то да, ресурсов не хватает. Но я думаю — вопрос заключается не только и не столько в дефиците средств.

Беспалов Николай
Директор по развитию аналитической компании RNCPharma

Во–первых, запуск модели потребует кардинального изменения всей структуры взаимоотношений в системе здравоохранения. Это означает, что от таких инструментов, как списки, нужно отходить. Сейчас списки определяют порядок препаратов, которые выделяются бесплатно. Списки же определяют, каким категориям пациентов эти препараты могут назначаться, и т.д., и т.п. Вся логика основана на системе ограничений.

Здесь нужно применять другой подход: помощью от государства могут пользоваться те, кому она требуется по объективным медицинским показаниям.

Во–вторых, запуск этой системы невозможен технически, пока не сформированы отдельные объекты соответствующей инфраструктуры. Для того чтобы система работала, нужно сформировать набор алгоритмов (протоколов) лечения конкретного заболевания (очень условно их можно сравнить с системой клинических рекомендаций). Необходимо сформировать систему выписки электронных рецептов и их обмена между врачами и аптеками. Нужно построить физически и на программном уровне каналы связи между всеми участниками такой системы и т.д. Этот список можно продолжать очень долго. Пока ни один из элементов не работает полноценно.

В–третьих, финансы. Безусловно, на стартовом этапе запуска системы потребуются инвестиции — как в создание инфраструктуры, так и на физическую закупку лекарственных препаратов, объемы потребления которых будут очевидно расти. Но во всех странах мира, где подобные форматы лекарственного возмещения присутствуют, система «настраивается» таким образом, чтобы обеспечить экономию. Если есть дженерик, закупается только дженерик. Если препарат оригинальный, заключается долгосрочный контракт с существенным дисконтом и т.д. Это, безусловно, будет давать эффект сдерживания объема финансирования. И все поддается прогнозированию, а при желании может быть оценено в конкретных суммах.

Наконец, от внедрения системы будет получен отсроченный экономический эффект — сокращение сроков болезни, уменьшение случаев самолечения, уменьшение количеств госпитализации и т.д. Все это в совокупности даст системе здравоохранения положительные результаты, в т.ч. и финансовые.

Но есть и четвертый фактор: из текущих участников рынка далеко не все заинтересованы в полноценном запуске данной системы. Если она заработает, очень многие компании-оригинаторы потеряют возможность продавать свои препараты. И как следствие — свои рыночные позиции.

Причина того, что лекарственное возмещение откладывается снова и снова? Как я уже сказал, прежде всего, в отсутствии политической воли. Внедрение системы действительно требует тектонических изменений в системе здравоохранения. А они сложились исторически и худо-бедно работают — выполняют стратегические задачи, которые ставятся в рамках нацпроектов и указов Президента. Смена этой системы имеет колоссальные риски для инициаторов. Естественно, ответственные лица проявляют в этом отношении осторожность...

Но без внедрения системы лекарственного возмещения добиться качественного улучшения в системе здравоохранения все равно будет невозможно. Делать это придется. Если не сегодня, так послезавтра.

Какая модель возмещения наилучшим образом подходит для нашей страны?

Естественно, заранее на этот вопрос никто ответа дать не сможет. По этому поводу проведено много теоретической работы, сделаны различные предположения... Но все они — не более, чем гипотезы.

На следующем этапе, которого все, собственно, и ждут, должны быть запущены пилотные проекты. В формате эксперимента они позволят как протестировать конкретные модели системы, так и «отработать» некоторые технические моменты порядка назначения, получения препаратов. И организацию финансовых схем оплаты на всех этапах.

Специализированные
мероприятия
   
АПТЕКА 2024
   
Статьи подрубрики мнение специалиста:
Как трансформируется контроль и надзор в фармотрасли
 Мнение специалиста

Титова Жанна

Директор по качеству-провизор ГК «Сантэнс»

Почему необходимо вернуть фармацию здравоохранению?
 Мнение специалиста

Гридякин Владимир

Генеральный директор ООО «Альянс-Фарм», врач

Вопрос о доступности Феназепама для пациентов в аптеках
 Мнение специалиста

Сучкова Елена

Директор по взаимодействию с органами государственной власти, общественными организациями, по обеспечению доступа на рынки России и ближнего зарубежья АО «Валента Фарм»

Маркировка и индикаторы риска: что меняется в оптовом звене
 Мнение специалиста

Власов Гарольд

Управляющий директор фармацевтического 3PL-оператора NC Logistic

Растет число обращений от производителей БАД и медизделий
 Мнение специалиста

Курашева Светлана, Вице-президент по развитию операций ГК «Сантэнс»

Чмелев Владимир, Руководитель департамента бизнес-технологий ГК «Сантэнс»

Волошина Светлана, Ведущий менеджер по продажам CTT ГК «Сантэнс»

Специализированные
мероприятия
   
АПТЕКА 2024