22.09.2024 Издается с 1995 года №8 (365) авг 2024 18+
22.09.2024 Издается с 1995 года №8 (365) авг 2024
// Тема номера

Долгосрочную стратегию на замещении выстраивать нельзя

В 2014 г. соотношение импортных и отечественных лекарственных препаратов в денежном выражении составляло 77 и 23% соответственно.

Беспалов Николай
Директор по развитию аналитической компании RNC Pharma

Однако уже по итогам I–II кв. 2015 г. доля российских препаратов на рынке в целом повысилась до 27,5%.

Причины, очевидно, надо искать в кризисных явлениях. Из-за девальвации рубля в конце прошлого и начале текущего года цены на лекарства существенно выросли. По итогам 9 месяцев текущего года Росстат фиксировал инфляцию на медикаменты в среднем по рынку на уровне 23,6%. Понятно, что на отдельные наименования ценник вырос на 30–50%. Разумеется, потребители начали искать варианты сокращения издержек и в т.ч. переключаясь на отечественные препараты, стоимость которых в среднем ниже.

Аналогичные процессы происходили и в отношении рынка госзакупок. В конце прошлого года на рынок вышел ряд российских импортозамещающих продуктов, которые и потеснили закупки иностранных. Причем основная активность по импортозамещению происходит сейчас в сегменте высокозатратных нозологий — там доля отечественных препаратов за год выросла практически в 2,5 раза, а объем продаж импортозамещающих продуктов исчисляется миллиардами рублей.

Если выделять те сферы, где наши производители особенно сильны, то это, прежде всего, вирусология и иммунология. Здесь ряд российских компаний представляет продукцию, которая по некоторым параметрам заметно опережает зарубежные разработки. Так, очень серьезные наработки есть в области адсорбентов, пептидных препаратов, радиационной медицины, вакцин и т.д.

Но импортозамещение можно рассматривать только как один из этапов развития собственной фармацевтической промышленности. Часто из процесса импортозамещения делают фетиш, воспринимают его как самоцель, хотя надо понимать, что этот процесс направлен не на вытеснение кого-то с рынка, а на повышение капитализации локальных производителей, повышение их технических возможностей и компетенций. Все это сопровождается ростом квалификации специалистов. Без этого рассчитывать на развитие просто невозможно. Причем указанный процесс не исключает сотрудничества с иностранными компаниями: им предлагается возможность сохранить рыночную долю за счет создания локальных производств — самостоятельно или в партнерстве с российскими игроками.

Импортозамещение опасно именно в своей крайней форме, когда рынок полностью закрывается от иностранных компаний. Такая ситуация фатальна для развития и крайне ресурсозатратна. Но оснований полагать, что развивается этот негативный сценарий, пока нет.

Импортоопережение — это нормальная стратегия развития самодостаточной компании, которая помимо производственных компетенций осуществляет самостоятельную разработку лекарственных средств. Другое дело, что далеко не многие производители могут похвастаться собственными результатами в разработке. Помимо этого, велик соблазн, завоевав некую долю рынка, почивать на лаврах, получая определенный стабильный доход. Но эта ситуация обманчива, и если государство будет стимулировать разработку перспективных продуктов, безусловно, такая практика будет полезна как для самочувствия отрасли, так и для благополучия отдельных компаний.

Если ограничиваться только импортозамещением, возникнет характерная ситуация: пока российская компания выводит на рынок аналог, иностранная компания разрабатывает препарат с улучшенными характеристиками или вообще препарат нового поколения, поэтому такая стратегия возможна только на первом этапе развития и только для небольшого промежутка времени. Долгосрочную стратегию на политике импортозамещения выстраивать нельзя.

Трудностей у отечественных производителей сейчас много. Объективно сложно работать из-за кризисной ситуации в экономике. Помимо этого, есть и глобальные вызовы. Скажем, необходимость завершения перехода на GMP, развития работы на экспортных направлениях. Да и в отношении политики импортозамещения и импортоопережения требуются гарантии государства по закупке подобных препаратов, по созданию равных условий выхода на рынок и т.д.

Выстроить оценку потребностей медицины в лекарствах — очень глобальная задача. Начиная с того, что в России до сих пор фактически отсутствует нормальная система сбора статистической информации о диагностике, заболеваемости и т.д. Имеющиеся цифры во многом искажены, часто очень поверхностны, а по некоторым заболеваниям вообще отсутствуют. Разумеется, в подобных условиях нельзя рассчитывать на правильную оценку потребностей системы здравоохранения. Есть и проблемы с критериями взаимозаменяемости ЛС, с отсутствием стандартов лечения и мн. др., что мешает объективному пониманию ситуации. Но это тема для отдельного разговора.

Реализация стратегии развития российского фармпрома до 2020 г., на мой взгляд, задача реалистичная. Плоды ее решения уже видны — доля российской продукции медленно, но верно растет. После запуска всех анонсированных производственных проектов соотношение импортной и отечественной продукции на рынке будет близко к целевым параметрам, заложенным в программе.

Специализированные
мероприятия
   
АПТЕКА 2024
   
Статьи подрубрики мнение специалиста:
Как трансформируется контроль и надзор в фармотрасли
 Мнение специалиста

Титова Жанна

Директор по качеству-провизор ГК «Сантэнс»

Почему необходимо вернуть фармацию здравоохранению?
 Мнение специалиста

Гридякин Владимир

Генеральный директор ООО «Альянс-Фарм», врач

Вопрос о доступности Феназепама для пациентов в аптеках
 Мнение специалиста

Сучкова Елена

Директор по взаимодействию с органами государственной власти, общественными организациями, по обеспечению доступа на рынки России и ближнего зарубежья АО «Валента Фарм»

Маркировка и индикаторы риска: что меняется в оптовом звене
 Мнение специалиста

Власов Гарольд

Управляющий директор фармацевтического 3PL-оператора NC Logistic

Растет число обращений от производителей БАД и медизделий
 Мнение специалиста

Курашева Светлана, Вице-президент по развитию операций ГК «Сантэнс»

Чмелев Владимир, Руководитель департамента бизнес-технологий ГК «Сантэнс»

Волошина Светлана, Ведущий менеджер по продажам CTT ГК «Сантэнс»

Специализированные
мероприятия
   
АПТЕКА 2024